Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Наше старое кино - "Чучело"
 
'Один из самых революционных фильмов эпохи перелома от советского образа мышления к норме', - именно так писали о фильме 'Чучело'. Его обвиняли в жестокости и хвалили за правдивость, прятали 'на полке' и отмечали наградами, но проблемы, обличенные в фильме, сегодня, как и двадцать лет назад, актуальны.

Черепаха на букву 'ч'


Сначала было Слово. И слово это было написано русским писателем и драматургом Владимиром Железниковым. Называлось слово хлестко - 'Чучело' и звучало очень непривычно для эпохи строительства коммунизма. Это была повесть о нестадности, непохожести, нежелании ходить строем и гвоздить к позорному столбу 'других', о предательстве, грустный, лирический и жестокий рассказ о доброй, искренней девочке, изгое, прозванной одноклассниками 'Чучелом'.

Скорее всего, судьба повести была бы иной - сколько их, детских книжек запылилось до полного забвения на полках. И уж точно, что в 1983 году руки кинематографистов не дошли бы до этого произведения. Но автор оказался родственником Елены Санаевой, в простонародье Лисы Алисы, и по совместительству жены Ролана Быкова, а потому отправил свою книжку Ролану Антоновичу, известному режиссеру нескольких детских фильмов. Конечно, просить за родственников не удобно, но Санаева попросила мужа хотя бы прочитать повесть. Быков читал всю ночь, а утром на вопрос жены: 'Будешь снимать?', - ответил: 'А что делать? Иначе нельзя'. До этого фильма Быкову не давали снимать восемь лет.

Ролан Быков родился 12 ноября 1929 года в Киеве, будучи сыном красного командира, мальчик унаследовал от отца бунтарскую кровь, а от матери - любовь к искусству. После окончания театрального института, он мечтал о Вахтанговском театре, но рекомендательное письмо не попало к руководству, и Быкова туда не взяли. От расстройства молодой актер рыдал на газоне Александровского сада. Но, как говорится: все, что делается - к лучшему, Быкова взяли в Московский ТЮЗ. Там он встретил свою первую жену, изумительную актрису Лидию Князеву. И там же понял, что с детьми нужно разговаривать, как со взрослыми. Восемь лет, отданных детскому театру, во многом определили его дальнейшую кинематографическую судьбу. Но прежде, чем стать режиссером 'Мосфильма' Ролан Антонович успел поработать в театре МГУ, ставшем при нем необычайно популярным, и на недолгое время возглавить Ленком.

В то время, когда Быков стал режиссером кино, в мастерской Ромма была блестящая режиссерская группа: Чухрай, Наумов, Басов:Как режиссер кино Быков начинал с нуля. На съемках своего первого фильма 'Пропало лето' на вопрос оператора, какой объектив ставить, он отвечал: 'Ставьте хороший'. Второй картиной для Быкова стал фильм 'Семь нянек' - о том, как рабочая бригада берется перевоспитать молодого парня-детдомовца. Именно с этого фильма он попал в немилость высших структур: кто-то усмотрел в фильме издевательство над бригадами коммунистического труда, постановление о которых вышло незадолго перед тем. Вникнув в тонкости кинопроизводства, Быков решил, что пора делать кино 'ни как у всех' и выдвинул идею первого широкоформатного вариоскопического фильма 'Айболит-66' по сказке Корнея Чуковского, но не нашел понимания даже у друзей: непривычные манипуляции с форматом экрана, какие-то нетипичные люди-зверюшки. Но Быков был уверен в успехе, ведь у него был опыт подобных постановок в театре. И он не проиграл: фильм 'Айболит-66' стал заметным шагом в развитии музыкально-комедийного кино, а сыгранная Быковым роль Бармалея - одной из ярких страниц его артистической биографии. С этого момента Быков стал символом детского кинематографа. Но последующие его работы снова насторожили руководящие структуры: в фильме 'Внимание, черепаха', где по сюжету дети спасают черепаху, заблудившуюся в районе танковых учений, чиновники усмотрели критику по поводу ввода Советских войск в Чехословакию: черепаха на букву 'ч' - это Чехословакия, танки сворачиваю в сторону, чтобы ее не раздавить. 'Ты бы еще табличку повесил - 'до Праги 30 км'', - высказалось руководство. А в фильме 'Телеграмма', о том, как дети ищут адресата заблудившейся телеграммы, цензоры увидели 'издевательство над движением красных следопытов', и 1200 копий фильма просто сгнили на складе.

Все это не могло не сказаться на работе режиссера, и в течении нескольких лет ему не давали снимать.

Орбакайте плакала по заказу


Как-то Быков оформлял документы для поездки за рубеж - в те годы выезд за границу утверждали партийные органы. Ролану Антоновичу заметили: 'Почему это вы, штатный режиссер 'Мосфильма', ничего не снимаете?' На что он ответил вопросом: 'Это я у вас могу спросить: почему нарушается мое право на труд?' Из райкома позвонили на 'Мосфильм' и спросили: 'А почему это у вас Быков простаивает?' Звонка сверху испугались и сразу же утвердили первый сценарий, который он принес.

Это было 'Чучело'. Еще до съемок Ролан Антонович оговорил, что самую жесткую сцену с сожжением платья героини не тронут. 'Да-да', - ответили ему, надеясь, что пока суд да дело, все может измениться.

Начались поиски юной актрисы на роль главной героини. Быков посмотрел 17 000 детей: по 200-300 в день. Позже он сказал: 'Все мои героини были в первой тысяче. Изменилось время. И у чистоты, которую я искал, изменилось лицо. Я это не сразу понял'. Кристину Орбакайте он сначала отверг. Режиссер искал наивную девочку, с широко распахнутыми глазами, ангельским личиком, обрамленным белокурыми локонами, а потом пришел к выводу, что современная героиня должна быть другой, более волевой: чистоту надо защищать. И вернулся к Кристине. Кристина стала процентным попаданием, во многом успех фильма - это ее заслуга.

Первое творческое заявление о себе дочь знаменитой Аллы Пугачевой сделала в семилетнем возрасте - она дебютировала в телевизионной передаче 'Веселые нотки' с песней 'Солнышко смеется', а в 1982 году выступила в 'Утренней почте' с песней Игоря Николаева 'Пусть говорят'. Но актерскую судьбу Кристины Орбакайте все-таки определил фильм 'Чучело'. В 1984 году страна утирала слезы, переживая за ее героиню Лену Бессольцеву, и была шокирована тем, что дочка Пугачевой согласилась играть не Мальвину или Красную Шапочку, а наголо остриженную и заплаканную девчушку в драных колготках. По рассказам самой Кристины, ей тогда было абсолютно наплевать, как она выглядит на экране, и вообще, она не принимала близко к сердцу трагедию Лены Бессольцевой. Она не рыдала в подушку и не чувствовала себя изгоем, хоть и любила выделиться среди сверстников - в школе носила одну серьгу, а во время учительских проверок наматывала ее вокруг уха и прикрывала волосами, чтоб заметно не было. Зато очень правдоподобно плакала по команде Ролана Быкова во время съемок - актерское мастерство оказалось у Орбакайте врожденным. Это позже признали и профессионалы - вручив ей на фестивале европейских фильмов во Франции приз за эту работу. 'В одиннадцать лет не задумываешься над тем, как тебя снимают, или что о тебе напишут в прессе, - вспоминала Кристина Орбакайте, - Я не переживала за свою героиню, и даже не очень то ее жалела. Я просто делала то, что от меня требовал Ролан Быков. Нас было человек двадцать детей. Мы смеялись, ели мороженое, заводили детские романы. И вдруг команда режиссера: 'Так, ты сейчас идешь вперед, а вы через некоторое время догоняете ее и бьете:' Перед важными сценами Быкову иногда приходилось меня изолировать - я смешливая, а нужно было плакать'. Кстати, после съемок в фильме 'Чучело', Кристина нередко удивляла одноклассников своей способностью пустить слезу по заказу.

Примечательно, что в первый же день съемок Кристина сломала руку, но скрыла это от режиссера, она носила в больной руке чемодан до тех пор, пока съемочная группа не заметила сильный отек руки. Лишь тогда съемки остановили и отправили девочку в больницу.

Ролан Быков шутил, мол, 'весь Кристинин талант ушел в ноги', намекая на работу девушки в эстрадно-танцевальной группе 'Рецитал'. Но, как известно, после фильма 'Чучело', Орбакайте продолжила свою актерскую карьеру, в ее личном архиве есть фильмы, ставшие популярными ('Виват, гардемарины!', 'Гардемарины-3', 'Лимита'), есть и картины, не вызвавшие большого интереса у массового зрителя ('Фара', 'Благотворительный бал', 'Дорогая, дорогой, дорогая'). Но о чем сегодня сожалеет актриса, так это о том, что в свое время отказалась сниматься у Никиты Михалкова в 'Утомленных солнцем'. 20-летняя Кристина не решилась на роль 30-летней героини, которую вместо нее с блеском сыграла Ингеборга Дапкунайте.

В период бурного расцвета телесериалов Орбакайте, уже получившую профессиональное актерское образование в РАТИ, стали просто заваливать предложениями. Но участвовать в производстве отечественного 'мыла' она долго отказывалась. Пока не предложили роль Веры Горда в 'Московской саге'. Поработав на одной площадке с маститыми актерами и поняв, что сериал тоже может быть качественным, Кристина согласилась еще на одну телеработу - 8-серийный сериал 'Родственный обмен', где сыграла сразу двух главных героинь, близняшек: Сашу и Алекс.

Такие разные судьбы


Стоит заметить, что другие дети-актеры ничем примечательным в своей взрослой жизни не отметились: ни Ксения Филиппова, сыгравшая принципиальную 'Железную кнопку', ни Анна Толмачева и Дмитрий Кружилин - герои которых знали всю правду, но предпочли 'отсидеться под партой', ни Константин Чеховской - его персонаж Валька отличался шокирующей жестокостью и вместе со старшим братом мучил и сдавал на живодерню собак, ни другие: Однако биографии двух юных актеров заслуживают интереса - это Дмитрий Егоров, сыгравший виновника всей этой истории Диму Сомова, и Павел Санаев - единственный защитник 'Чучела'.

Задача Павла была, пожалуй, самой непростой - ему пришлось работать практически в 'семейном кругу': рядом, в роли учительницы выступала его мама Елена Санаева, а руководил всем парадом его отчим - Ролан Быков. Для парня это была первая актерская работа и, по признанию самого Павла - 'самое значимое событие первых двадцати лет жизни'. К тому же на съемочной площадке мальчика посетила первая любовь. И к кому бы вы думали? К девочке, сыгравшей подлую Шмакову - та была на два года старше и на голову выше, но на внимание Паши отвечала. В возрасте пятнадцати лет отчим заметил у парня литературный талант - это определило его дальнейшую биографию: до окончании школы Санаев писал по три рассказа в год, а потом поступил во ВГИК на сценарный факультет. Обучение было не каторжным, мастер курса хотел от студентов одного - чтоб те писали, и не важно что. Поэтому Санаеву удалось приобрести привычку к слову, но уберечься штампов и обязаловки. На третьем курсе Павлу повезло получить главную роль в фильме немецкого режиссера Максима Дессау 'Первая утрата', и четыре месяца он провел в германии, изображая русского военнопленного. В 1992 году Санаев окончил институт и понял, что его дипломный сценарий вполне может стать неплохой повестью, с творческими муками, но эту повесть он все-таки написал - повесть 'Похороните меня за плинтусом' вышла лишь в 2003 году и сразу стала бестселлером.

Еще обучаясь в институте, Павел приобщился к нелегальному тогда, 'кассеточному' бизнесу. Ему не хотелось сидеть нахлебником на шее знаменитых родителей, поэтому он зарабатывал переписывая и продавая кассеты - сначала аудио, потом видео, благо, в его богатом доме дефицитной аппаратуры было с избытком. Однако, пока Санаев заканчивал институт и писал книгу, его партнер по бизнесу встал на ноги и в его помощи не нуждался. И Санаеву ничего не оставалось, как искать что-то свое - он попробовал заниматься переводом зарубежных фильмов - не сразу легко, но дело пошло. Довольно длительный период он только этим и занимался. Однако, в 2002 году он решил вернуться к творчеству - написал сценарий фильма 'Последний Уик-Энд', который стал режиссерским дебютом Санаева. Премьера фильма прошла 25 июня 2005 года в рамках XXVII Московского кинофестиваля.

Трагически сложилась судьба Дмитрия Егорова. Дима родился в семье актрисы Натальи Кустинской и космонавта Бориса Егорова. Едва мальчик начал говорить, его стали учить английскому языку, так что к первому классу он говорил по-английски совершенно свободно. Учился хорошо, был серьезным и вдумчивым. Сниматься в кино Дима не собирался, да и родители были против. Однако, так сложилась ситуация: Ролан Быков никак не мог найти героя в свою картину и попросил Пашу привести в дом одноклассников - из толпы школьников выбор пал именно на Диму: 'Мне нужен этот, у него серьезное лицо и капризная губа'. Сниматься Егорову не нравилось, его интересовали более серьезные вещи, чем целыми днями бегать перед камерой, поэтому будущую профессию он выбрал отнюдь не творческую - поступил на экономический факультет МГИМО.

После окончания института сразу женился на девушке, которая работала у Иосифа Кобзона юристом, у них родился сын. Однако, малыш прожил всего семь месяцев. Это горе сильно подкосило Дмитрия и его супругу - жена стала выпивать, а вскоре подала заявление на развод. Еще одна беда прибавилась к первой, а потом и третья - умер отец Дмитрия Борис Егоров. С такой лавиной горя молодой мужчина справиться не мог и тоже пристрастился к алкоголю. Сразу и без того разрушенная жизнь, покатилась под откос: у него появились сомнительные друзья, новая женщина, любительница выпить. Неприятности продолжали сыпаться на голову Егорова - сначала приятель, взявший у него новенький автомобиль покататься, разбил его вдребезги, потом Митя зачем-то продал квартиру, а деньги решил передать через 'друзей' своей матери. Друзей больше никто не видел, как впрочем и денег тоже.

В последний день своей жизни Дмитрий Егоров повздорил с матерью - она не хотела его отпускать, словно чувствовала неладное. Но Митя все равно ушел и больше не вернулся. Кустинской позвонили из милиции и сказали, что ее сын умер. В свидетельстве о смерти было написано: от сердечной недостаточности. Но на виске была рана. Актриса не стала настаивать на расследовании - все равно сына не вернуть. Дмитрий Егоров похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

'Добро' от генерального секретаря


Едва не стала печальной судьба и самой картины 'Чучело' - над ней висела весьма реальная перспектива застрять 'на полке'. По технологии кино съемки было две отдельные пленки: с изображением и звуком. Но директор студии Сизов никак не хотел давать разрешение на их сведение. А без этого картину никому даже показать нельзя. Наконец, Сизов уехал за границу. Быков пошел к его заместителю и попросил дать ему студию всего лишь на одну смену. Ему дали. Обычно за смену перезаписывается две части - частью в кинопроцессе называют десятиминутный кусок, а в фильме их было около двадцати! За две смены: полторы дневные и половину ночной - удалось свести всю картину! Говорят, что рычажки в руках звукооператора летали, как бабочки! Это был настоящий подвиг. Утром Быков пришел и сказал: 'Я готов сдавать картину'. Вернувшийся Сизов, бывший главный милиционер Москвы, был вне себя от ярости, практически рвал на себе волосы.

Но дальше дело все равно не двигалось - картину категорически не хотели пускать в прокат, один из важных чиновников высказался: 'Я не хотел бы, чтобы моя внучка смотрела такое кино'. Тогда Быков написал письмо самому Генеральному секретарю Андропову и передал его прямо ему в больницу. Резолюция была короткой: 'Этот фильм нужен стране'. Наконец-то Быкову позволили устроить просмотр картины в Доме кино. Но и на этом гонения 'Чучела' не закончились. Реакция прессы на фильм была неоднозначной и, в основном, критичной. Но вдруг что-то случилось: ВСЕ газеты принялись взахлёб хвалить фильм Быкова, печатать интервью с ним. В кулуарах зашептались, что 'Чучело' показали жене Черненко, который к тому времени пришел на высший пост государства, и фильм ей понравился. Очень может быть, это вполне в духе тех времен. В 1986 году он был удостоен Государственной премии СССР.

'Когда вышел фильм 'Чучело', - рассказывал Быков, - многие спрашивали: 'Вы всегда ставили комедии, вы изменили своему жанру?'. Этот вопрос сначала ставил меня в тупик, и я сам не понимал, отчего так случилось. Но постепенно приходило прозрение. Я не изменил жанру. Просто конфликт между ничтожеством и личностью решительно изменился - из комического он на глазах превратился в трагический. Появился комплекс тотальной полноценности обывателя перед личностью, а это уже не смешно. 'Чучело' вызвало неоднозначную реакцию зрителей. Было много писем с благодарностью и восхищением, но были и такие: 'Мосфильм. Ролану Быкову. Не можете ставить фильмы, лучше не беритесь. За 'Чучелу' вас надо за решётку посадить. Чему учите детей? Как можно в наше время, в нашем Советском государстве' Но если письма с благодарностями имели обратного адресата, то эти, критикующие картину, большей частью были анонимные'.

Несколько лет назад по повести Владимира Железникова 'Чучело-2' был снят фильм под названием 'Игры мотыльков' - но это абсолютно другая история, о другой эпохе и уже совсем другой стране:

Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева
май 2006 год.

 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста