Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Андрей Ростоцкий: Гибель накануне перемен.
 
В его жизни был звездный час - огромный, как небо, к нему не раз приходила любовь - бурная, как море, он успел построить дом, посадить сад, вырастить дочь, но ему всегда чего-то недоставало. В его синих, как море глазах всегда блестел мальчишеский задор, но он умел совершать поступки зрелого мужчины. Переступив через кризис среднего возраста, он строил новые планы. Однажды весной он шагнул к небу, но оступился в туман:

В тайне от папы


Андрей Ростоцкий часто и охотно давал интервью, его любили и жаловали журналисты - без звездного пафоса и ложного кокетства он отвечал на любые вопросы: с юмором, порой с иронией, иногда неожиданно откровенно. Поэтому нет нужды повторяться, что родился Андрей в семье известного кинорежиссера Станислава Ростоцкого и актрисы Нины Меньшиковой, как сам актер об этом говорил: "Я появился на свет в деревне у бабушки, когда родители были на кинофестивале". Пожалуй, это единственная заслуга родителей в становлении будущего актера, сам Андрей мечтал быть путешественником, ездить по диковинным странам, общаться с аборигенами, забираться в непроходимые чащи, карабкаться по отвесным скалам: Да, именно горы манили его больше всего, своей гордой непокорностью, готовые в любой момент скинуть "со своих плеч" смельчака. Однако, в советской стране профессии "путешественник" не существовало - пришлось спускаться с вожделенных гор на землю. Тут то вовремя и вмешался папа, который в то время как раз снимал свой героический фильм "А зори здесь тихие", он взял сына с собой в киноэкспедицию и показал ему, что путешествовать можно по-разному.

Поэтому, когда ученик девятого класса Андрей Ростоцкий стал вольным слушателем ВГИКа, родители только всплеснули руками: "Не уберегли кровиночку". Тогда же, на первом курсе юноша успешно дебютировал в фильме "Это мы не проходили", за что чуть "не вылетел" из института - педагоги не жаловали студентов, которые вместо лекций пропадали на съемочной площадке. Потом были еще несколько фильмов, а потом будущая звезда "загремел в армию": в то время было не принято "косить от исполнения мужских обязанностей", и в армии служили даже дети знаменитых и высокопоставленных. Правда, служил Андрей в кавалерийском спецполку при "Мосфильме", одновременно снимаясь в самом своем звездном фильме "Эскадрон гусар летучих". "За роль Дениса Давыдова я не получил ни копейки, - иронизировал ни раз Андрей, - я снимался по приказу, как рядовой Советской Армии. Может быть поэтому, в компенсацию за материальный ущерб картина принесла мне популярность". Память так устроена, что она сохраняет лучшее, поэтому для многих поклонниц Ростоцкий так и останется навсегда красавцем-гусаром, несмотря на то, что снимали актера много, его положительный облик с честными глазами очень подходил для популярных в 80-е годы героико-приключенческих фильмов.

Как завоевать женщину


Постоянной спутницей популярности, как известно, бывает любовь женщин. Недостатка во внимании слабого пола Андрей не испытывал никогда - помимо актерского таланта ему еще Бог подарил приятную внешность и веселый, компанейский характер. Ростоцкий не просто радовался женскому обществу, но и попутно разрабатывал "беспроигрышный способ обольщения красавиц". "Еще великий русский поэт Лермонтов говорил, - щедро делился своим бесценным опытом актер, - Что сострадание - это чувство, которому легко поддаются женщины. Если дама тебя пожалеет - она твоя. А для этого не грех прикинуться уставшим от жизни, никем не понятым, и вообще не способным полюбить. Тогда любая недотрога, во что б это ни стало, захочет научить тебя любить". Несмотря на столь легкомысленную теорию Ростоцкий никогда не пользовался слабостью своих поклонниц: "Мне просто жалко тех девочек, которые готовы подарить мне свою честь, ради одной ночи искалечить себе жизнь. Я не могу воспользоваться невинным телом, а потом, наутро, отодвинуть его в сторону - это не по-мужски. Гораздо приятнее завоевать женщину".

И Андрей их завоевывал, честно и красиво. Во время съемок "Эскадрона гусар летучих" он страстно влюбился в свою партнершу Марысю Шиманскую, отогревая ее в заснеженной киноэкспедиции, кружа ее голову Шампанским, а сознание лирикой Блока. А потом, вернувшись в Москву, не раз покорял "отвесную кручу", карабкаясь по каменной стене дома возлюбленной на второй этаж, остерегаясь скомпрометировать ее перед соседями коммуналки своим поздним визитом. Тогда "городские скалы" были благосклонны к Ростоцкому, ни разу не позволив ему сорваться вниз. А может быть, сильное чувство перечеркивало все законы земного притяжения: Роман с Марысей длился недолго, сильная страсть выжгла себя быстро.

Но в это же время, на съемках "Эскадрона:" Андрей познакомился с молоденькой сибирячкой, актрисойМариной Яковлевой, у нее была малюсенькая роль и почти никакой надежды покорить красивого голубоглазого парня в гусарском костюме. Нетипичная для кино-тусовки чистота и скромность этой девочки зацепила сердце Ростоцкого, и очень скоро он повел Марину знакомиться со своими родителями. "Я чувствовала себя в этом доме Золушкой, - вспоминает Марина, - но меня приняли доброжелательно, мне так тогда казалось. Это позже я узнала, что Андрея женили на мне, потому что его преследовала непорядочная женщина, настаивая на браке. Я чувствовала себя очень одинокой, ведь Андрей все время был на съемках. Иногда он возвращался в хорошем настроении, привозил подарки, и я была счастлива. А иногда был грубым и чужим. Однажды я случайно наткнулась в его записной книжке на список женских имен, с телефонами и особыми пометками - я поняла, что это "джентльменский список" моего мужа. Брак был разрушен".

Следующей женой Ростоцкого стала соседка по лестничной клетке Мариана. Восторженное детское поклонение с возрастом переросло у девочки в любовь. Как и любая поклонница Мариана была находчива и терпелива. Она захаживала к кумиру в гости то за книжкой, то угостить пирогами, оставалась попить чаю и поговорить о новых актерских достижениях возлюбленного. Не по-детски сдержанная, она терпеливо сносила все романы Андрея, сама "сходила замуж" и даже сумела подружиться с женой Андрея Мариной Яковлевой. "Однажды Мариана пришла, когда я была одна, у нас с Андрюшей уже не все ладно было, - вспоминает Марина, - пришла и стала жаловаться, что собирается разводиться. Мне ее по-бабьи жалко стало, мол, бедные мы, несчастные, что только приходится терпеть из-за любви. Мы сидели на кухне, пили коньяк и строили планы, как вести себя с мужьями. Откуда же мне было знать, что она пришла разузнать, близится ли наш развод с Андрюшей".

Торжественного коленопреклоненного предложения будущей жене Ростоцкий не делал, все произошло само собой. "Никакого признания в любви не было, - рассказывал об этом сам актер, - Просто обстоятельства сложились так, что продолжать раздельно проживание было совершенно бессмысленно. Мариана сказала: "Ты у меня останешься сегодня ночевать?" Я подумал и спросил: "А ты думаешь, это будет удобно?" - "Удобно-удобно!" - так и было все решено. На свадьбу я опоздал, потому что накануне здорово погулял на мальчишнике". Вскоре Мариана родила Ростоцкому дочку Ольгу, и Андрей, наконец, почувствовал себя настоящим хозяином дома, дома, в котором даже мебель сделана его руками, дома, где восторжествовал принцип: "Муж на охоте, жена - ждет" - мужчина всегда был сторонником домостроя.

Трудно представить, что бы даже в благополучном браке сердце Андрея Ростоцкого заплыло жирком, успокоилось на мягком семейном диване и позволило пульсирующему кровотоку превратиться в мутное болотце. Слишком много в его жизни было событий и планов, чтобы не посвящать их очередной музе. Андрей увлекся кино-трюками, сколотил свою группу каскадеров, и вместе с этой группой дебютировал, как режиссер в фильме "Зверобой", а потом в картине, посвященной каскадерам "Мужская компания". Риск привлекал Ростоцкого, но риск разумный - не даром же в последние годы он был инструктором школы выживания, девиз которой "Предвидеть, при возможности избегать, при необходимости действовать".

Дурной знак


Несколько лет Андрей Ростоцкий был вне съемок, говорил: "Сейчас не мое время". Он преподавал в Институте современного искусства, работал на телевидении, ездил в экспедиции - надолго оставить любимые горы и пещеры он просто не мог. И вот, наконец, появилась возможность снимать кино, фильм "Моя граница" должен был рассказать о нелегкой жизни пограничников. Все было готово к съемкам, оставалось только найти подходящую натуру.

Накануне вылета в Адлер Андрей познакомился с молодой актрисой Настей Стадник, как всегда по-гусарски галантный и щедрый, он дарит девушке небольшую роль в своем фильме, роль, которой и в сценарии-то не было - режиссер придумал ее в самолете, на пути к Черному морю. "Он не только в больших делах был выдумщик и талант, - рассказала Настя, - Даже в мелочах, в безобидном ухаживании все делал красиво, с выдумкой, ярко. В самолете нам подали завтрак, и он из обычной сырной обертки смастерил маленькую лошадку мне на память. Да еще предложил каждый год отмечать ее день рождения. Мы бродили вечерами по берегу моря. Провожали солнце всякий раз, как оно исчезало за краем моря или пряталось за горы. И постоянно обсуждали фильм".

Перед пасхальными праздниками Настя уехала в Москву. Режиссер все оттягивал час расставания, он просил девушку не спешить с отъездом. Он верил в нее, как в счастливую примету, как в образ, приносящий удачу и вдохновение. А потом во время пасхального застолья упала банка томатного сока и разлилась Андрею на колени. "Какой-то дурной знак", - серьезно сказал Ростоцкий, распустил весь съемочный коллектив отмечать праздник, а сам внезапно поехал осмотреть выбранную натуру у водопада "Девичьи слезы" - на следующий день там предстояло снимать очередной эпизод.

Местечко было и в самом деле необычайно красивым. В верхней части водопада небольшой выступ, как трамплин для набегающего центрального потока, подобие ресниц, с которых уже вертикально падает холодный хрусталь воды - те самые слезы. Другие струи скользят по скалистым щекам - как гласит легенда, они плачут, о погибшем в этих горах храбром джигите.

К водопаду отправились вчетвером - Ростоцкий, его двоюродный брат Феликс с женой Нонной и актер Сева Хабаров. Андрей с Севой поднялись наверх, оглядели место и собрались обратно. Ростоцкий отправил напарника вниз, а сам зачем-то задержался наверху водопада. Нонна и Феликс отвлеклись к старику пчеловоду, продававшему на обочине мед, они не видели, что произошло, только услышали, как за спиной раздался глухой шелестящий удар.

Первая реакция присутствующих - шок: как такой тренированный человек, мог сорваться с не очень высокой и не слишком опасной скалы? Не растерялся водитель - попытался делать искусственное дыхание. Позже за жизнь артиста боролись Сочинские врачи, два часа его душа цеплялась за жизнь, но победить тяжелые травмы не смогла.

Глупая, нелепая смерть: Так обычно говорят, когда кажется, что смерти можно было избежать. Глупо и нелепо - упрекают себя те, кто был рядом и не сумел помочь, подстраховать: Нелепо умирать так рано и глупо не беречь себя на взлете, даже если чувствуешь себя неуязвимым и способным изменить свою жизнь. Но так ли глупа Смерть, если она выбирает лучших?.. Годом раньше внезапно умер отец Андрея, Станислав Иосифович, умер накануне проведения своего "детища" - Витебского кинофестиваля, накануне торжеств по случаю юбилея любимого всеми фильма "А зори здесь тихие". Сын повторил судьбу отца - "не уберегли кровиночку".

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
сентябрь 2002 года



ДОСЬЕ:


Андрей Ростоцкий - Родился 25 января 1957 года в Москве. Отец - Ростоцкий Станислав Иосифович (1922 г. рожд.), кинорежиссер, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. Мать - Меньшикова Нина Евгеньевна (1928 г. рожд.), актриса, Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР. Супруга - Ростоцкая Марианна Альбертовна (1963 г. рожд.), педагог, киновед, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов России. Дочь - Ольга (1989 г. рожд.).

Окончил актерский факультет ВГИКа (1977, мастерская Сергея Бондарчука). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии среди детских фильмов" за 1979 год. Лауреат премии Ленинского комсомола. Широко известен по роли Дениса Давыдова в фильме "Эскадрон гусар летучих". Режиссером этого фильма, под псевдонимом Степан Степанов, был отец актера - Станислав Ростоцкий. В 80-е годы Андрей Ростоцкий стал одним из самых снимаемых артистов советского кино, играя преимущественно в военных и героико-приключенческих фильмах. Среди этих работ следует отметить заглавную роль в картине "Правда лейтенанта Климова" (1982), роль Аркадия Гайдара в "Остаюсь с вами" (1982) - причем впервые он воплотил это образ в "истерне" 1979 года "Конец императора тайги", - и роль Хромова в "Непобедимом" (1984). С 70-х годов Ростоцкий профессионально занимался трюками в кино. Все трюки он выполнял без дублеров: скакал, фехтовал, дрался... В фильмах "И на камнях растут деревья", "Тот, кто нежнее" и других сам выступал в качестве постановщика трюковых сцен и боев.

Среди последних работ Андрея Ростоцкого - роль царя Николая Второго в фильме "Мать". В 1990 году Ростоцкий дебютировал в качестве режиссера - он снял фильм по роману Купера "Зверобой". Двумя годами позже Ростоцкий снял боевик "Мужская компания". С 1994 года он преподавал сценический бой и фехтование в Институте современных искусств, а в 2000 году стал вести в этом институте и занятия по актерскому мастерству. В 2001 году был назначен главным режиссером конного театра "Каскадер" (художественный руководитель - Мухтарбек Кантемиров).

Ростоцкий вел телепрограммы "Аты-баты" на РТР и "Военно-исторический журнал" на телеканале "Культура". В последнее время он был занят съемками сериала "Моя война". Ростоцкий планировал сделать 120 серий по 26 минут каждая. Андрею Ростоцкому было 45 лет. За год до трагедии, в августе, в Выборге скончался отец Андрея кинорежиссер Станислав Ростоцкий. Андрей Ростоцкий похоронен на Ваганьковском кладбище.

ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ:


На дорогах и бездорожьях,
А это честь для мужчины,
Словами, а чаще кровью
Ты пишешь имя любимой.
Еще оно только кажется,
Неведомое, дорогое,
пьянящим вином окажется,
Каретою золотою,
А нам командуют: "К бою!"



 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста