Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Останкинское проклятье
 
Трудно представить нашу жизнь без привычных телевизионных программ. Но, наверное, никому не приходит в голову, что ежедневно, занимаясь творчеством, работники телецентра сталкиваются с совершенно необъяснимыми паранормальными явлениями. Ветераны Останкинского телевидения помнят немало историй о местных привидениях, знают они и легенду о некоей 'Останкинской вещунье', которая приходит, чтобы предупредить о беде. Никто не знает, откуда она появляется и куда уходит, видели только, как бродит она в туманные или ночные часы вокруг телебашни, а потом медленно удаляется в сторону Останкинского дворца.

А легенда эта уходит далеко в прошлое, аж в четырнадцатое столетие. Тогда, в 1558 году владельцем села Останкинское был знатный боярин Алексей Сатин. Однажды явилась к нему сгорбленная старуха и заявила: 'Не распахивай землицу, не тревожь. На костях, на останках она древнего люда, потому и зовется Останкино'. Не послушал старуху боярин, а через несколько дней был схвачен и казнен по приказу Ивана Грозного.

Следующим владельцем земли проклятой стал немец Орн. Люто буйствовал иноземец в своем новом владении, да еще повадился разрывать и грабить древние могилы. И снова явилась вещунья и пообещала, что проклянет Останкино. Посмеялся над ее словами опричник и вместо того, чтобы опомниться, ограбил в лесу заморских купцов, что везли по заказу Ивана Грозного чудо-перстень, предсказывающий будущее. Перстень грабитель забрал себе, а купцов убил и закопал среди старых могил. Через несколько дней, во время очередной вакханалии, сгинул Орн в Останкинских болотах.

Шли годы, один за одним сменялись владельцы негостеприимной землицы, пока в конце восемнадцатого века не перешло Останкино к графу Шереметеву, который и построил знаменитый Останкинский дворец. В то время, когда крестьяне помирали от голода и туберкулеза, граф Николай Петрович создавал богатейший театр. Однажды, когда театр изволил посетить сам император Павел 1 снова неожиданно появилась старая вещунья. Хотел ее граф прогнать, но государь заступился за предсказательницу и пожелал остаться с ней наедине, а потом с грустью сообщил придворным, что вряд ли доживет до весны. В ночь на 12 марта 1801 года он был задушен.

Ярчайшей звездой Шереметевского театра была Прасковья Ковалева, получившая псевдоним Жемчугова. Граф был поражен ее красотой, дал ей вольную, а позже женился на ней. Но недолго длилось счастье. Как то поздно вечером повстречала Прасковья в темных коридорах дворца старую прорицательницу и поняла, что встреча эта не к добру. 'Сегодня ты получила две пьесы, - заговорила старуха, - не берись сразу за две роли. И там, и там ты хочешь играть покойниц, а где две покойницы на сцене - быть третьей наяву'. В это время Жемчугова репетировала две роли: Офелию и Клеопатру, но зрители так и не увидели этих постановок. Прасковья умерла через несколько дней после рождения сына. После ее смерти наступил пик самоубийств в Останкинской труппе. Талантливых артистов чуть что 'учили' розгами на конюшне. Если актриса терпела истязания, рано или поздно она заболевала чахоткой, а если становилось невмоготу: Вокруг Останкино было семь прудов и три из них так и назывались - 'пруды актерок'.

Вот мы и вернулись в день сегодняшний, потому как, именно на месте двух злосчастных прудов стоят ныне известные своей трагической статистикой многоэтажки. Дома по адресам ул. Цандера, 7 и Аргуновская, 12 ежегодно пополняют списки самовольно ушедших из жизни, местные жители окрестили их 'раем для самоубийц'. Попробуйте догадаться, где прячется третий 'актеркин пруд'? Под фундаментом АСК-3, малого здания телецентра (ул.Ак.Королева,19). Как нам рассказал популярный ведущий Лев Новожженов, во время строительства этого здания произошла невероятная история. В центре строительства экскаватор продолжал разравнивать бывшее дно пруда, а вокруг уже начали возводить стены. Когда же экскаватор закончил свои работы, он оказался в замкнутом кольце, для его высвобождения понадобился вертолет. Пока вызывали вертолет, тяжелый механизм наполовину увяз в песке, там его и замуровали.

Работники охраны, несущие свою вахту круглосуточно, рассказывают о странных звуках и вздохах, наполняющих здание АСК-3 в ночные часы. Встречалась им и некая старушка, которая пришла ниоткуда и ушла в никуда. Произошло это в октябре 93-года, за несколько дней до штурма телецентра. Явилась бабка с клюкой и поперлась напролом мимо охраны внутрь здания. Молодой лейтенант преградил ей дорогу словами: 'Бабушка, куда же вы, у вас есть пропуск?' На что белоглазая бабуся повела скрюченным носом из стороны в сторону и хрипло произнесла: 'Кровью тут пахнет', - развернулась и исчезла. Позже, после трагических событий установили недалеко от входа в здание деревянный крест в память о погибших, с тех пор охрана частенько замечает, как мелькнет в ночи серая тень и зашумит в еловых ветках тихим стоном, а направишь свет фонарика на такую тень - исчезает сразу, словно и не было.

Старожилы телецентра, в отличие от новичков, не пугаются 'ночных гостей', ведь к привидениям и призракам здесь привыкли. В аппаратных и студиях постоянный фон электромагнитной информации, а в архиве хранятся записи не только живых, но и давно ушедших 'звезд'. Поэтому неудивительно, что мелькнет иногда силуэт того, кто давно умер, но так и не покинул этот мир. Иван Кононов, когда задумал программу 'Третий глаз' объяснял это мистическое название очень просто: 'Телевидение - это и есть третий глаз, порой видео камера 'замечает' гораздо больше, чем сам оператор. Далеко не все способен разглядеть человеческий глаз, даже если это 'что-то' совсем рядом'.

Вокруг древней Останкинской легенды о горбатой старухе, растут легенды уже наших дней. Говорят, старая вещунья облюбовала себе 'тихую зону', так называют работники телецентра зону отчуждения над аппаратно-студийными блоками, где снимают всеми любимые ток-шоу: 'Я сама', 'Моя семья', и т.д. В этих тихих, узких и низких коридорах проходят все коммуникации, здесь же чаще, чем в других местах появляются привидения. Есть мнение, что в роковой вечер убийства В. Листьева видели горбунью в коридоре перед кабинетом Владислава. Что нашептала ему вещунья, о чем хотела предупредить?.. И почему через несколько минут после исчезновения призрака, Влад шутливо заявил своему гримеру: 'Скоро твои услуги мне не понадобятся'.

Об этом печальном событии вспоминает Лев Новожженов: 'Когда убили Влада, панихида была организована в концертной студии 'Останкино'. Так как должен был приехать Ельцин, в помещение студии пускали по внутренним спискам. Я почему-то в этот список не попал, но считал своим долгом проститься с Владом. Один наш местный 'Сталкер', который хорошо знал здание телецентра взялся проводить меня и еще трех человек какими-то лабиринтами. Полчаса он водил нас по 'тихой зоне'. Ощущение не из приятных: полутемные узкие коридорчики, вокруг трубы и провода, мы шли цепочкой, задыхаясь и обливаясь потом, постоянно ощущая зловонное дыхание за спиной. В конце концов, мы оказались перед закрытой дверью. Пришлось выбить стекло, от одной мысли, что придется идти назад, становилось не по себе. Конечно, набежала охрана, меня скрутили, но сразу отпустили, так как появились видеокамеры, стали снимать: Представляете, если бы показали, как охрана президента крутит руки теле ведущему за попытку проститься с коллегой?'.

Лев Новожженов считает Останкино самым мистическим местом в Москве, именно в телецентре раньше, чем еще где-нибудь ощущаются тревожные флюиды. Видео инженеры уже не удивляются, когда кассеты, аккуратно расставленные на полках, сами собой оказываются сваленными в угол, или, когда в чайнике вместо воды оказывается мелко порезанная бумага... Был случай ничем не объяснимого возгорания декораций, при чем огонь вел себя, словно живой: перескакивал с места на место, вводя в заблуждение служителей пожарной охраны. Работники телецентра стараются не гневить нечистую силу, подкармливают ее сладостями, а иногда оставляют рюмку с водкой, о загадочной Останкинской вещунье говорят шепотом, мол, зарыли ее когда-то в этих краях живьем, с тех пор она и ходит, мается, ищет виноватых, а иных предостерегает.

Один из 'ночных жителей' телецентра Дмитрий Дибров не перестает удивляться: 'Все собрания нечистой силы, почему-то, перенесены именно в Останкино. Да, любой телецентровский работник похож на привидение после трех суток работы над монтажом. Я почему-то не разу не встречал легендарную предсказательницу, но если бы мне удалось увидеть хоть черта, хоть вещунью, или любое другое мистическое явление, меня бы это здорово ободрило и значило бы только одно: СМЕРТИ НЕТ. Пожалуй, ради этого стоит покараулить эту вашу колдунью'.

Под улицей Академика Королева есть длинный коридор, соединяющий два здания телецентра. В любое время года сквозь его бетонные стены сочится мутная водичка - не слезы ли это актрис, окончивших свою горемычную жизнь на дне погребенного под современным зданием пруда? Древняя мудрость гласит: 'Не тревожьте тех, кто ушел навсегда. Лишь ушедшие имеют право тревожить оставшихся, передавать мудрость прошедших веков и предостерегать...' Прислушайтесь к голосам, которые пытаются рассказать нам, живущим, о нашем предназначении на Земле.

Екатерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
декабрь 1999

 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста