Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Обзор киноляпов: Эко, лоханулись!
 
В последние годы отечественное кино-производство исправно выполняет 'план по валу'. Такой ударный труд не может не радовать - снова наши картины завоевывают статуэтки на международных кинофестивалях, а собственные сериалы отвоевывают теле-эфир у бразильского 'мыла'. Вот только иногда в погоне за многосерийностью наши кинематографисты допускают смешные киноляпы.

Путешествия во времени


Только-только перед новогодними праздниками закончился сериал 'Черный ворон' - странные семейные перипетии с налетом сказочности и мистики заставляют очень внимательно следить за сюжетом и даже не замечать некоторых деталей, так нехарактерных для советского Ленинграда минувших лет. Помните, Павел разыскивает в аэропорту сбежавшую от него медсестру, а по совместительству любовницу Варю, молодой человек торопится к стойке регистрации рейса, стремительно пробегая мимо палаток с жевательной резинкой, шоколадными батончиками и видеокассетами: и ничуть не удивляется такому пост-перестроечному изобилию. Хочется похвалить реквизиторов за зелено-золотой пакетик 'BEREZKA' - гордость 80-х, но с пакетами, называемыми в народе 'шуршунчиками' кинематографисты явно поторопились, как и с одноразовыми прозрачными зажигалками, с современными рамочками для фотографий, с домофоном: Помните, Лиза провожает своего заморского принца на Родину, тот выходит как раз из такого подъезда, с домофоном.

Довольно трудно придраться к гардеробу некоторых персонажей фильма, ведь они не 'люди из толпы' - одна Таня фарцует по линии внешторга, другой, по-видимому, сверхмодные вещички привозят из-за границы выездные коллеги-артисты, но откуда у писателя-неудачника Ивана Ларина такой дальновидный взгляд на моду: длиннополое пальтишко, в котором он явился на развод к своей супруге стало популярным у новых русских пацанов уже после малиновых пиджаков - где-то к началу нового тысячелетия. Напомним - на дворе середина 80-х, и особым шиком у мужчин считалась куртка-аляска.

Проговорившись о пацанах в длинных черных пальто, нельзя не вспомнить о сериале 'Бригада' - только ленивый не похрюкал у этой кормушки, не дадим же повода обвинить нас в лени. Здесь авторы тоже регулярно путаются во времени. Белый возвращается из армии в 1989 году, отправляется с друзьями на смотровую площадку Ленинских гор, откуда отчетливо видна построенная только в 1999 году крыша Лужников. Не успев переодеться в гражданку, главный герой попадает в неприятную историю и прячется на даче у друзей. Туда и приезжают его верные 'братья' Космос, Пчела и Филл, захватив с собой выпивку и девочек. Тусовка в ударе, поют песенки из репертуара Жени Белоусова: 'Девочку синеглазую', 'Девчонку-девчоночку': ':синеглазая' действительно в то лето была хитом, а вот 'Девчоночку' Матвиенко с Шагановым написали только в 91-м. Пока 'дети' веселятся, мачеха Космоса выговаривает его отцу: 'Твой сын не сегодня-завтра 'Центробанк' ограбит', - это название появится позже, уже после развала СССР.

Новинки технической мысли


Не все в порядке в фильме и с некоторыми техническими моментами. Когда к Белому приходят с обыском и находят у него пистолет, один из оперативников произносит: 'Пистолет ТТ, калибр 9, 18 патронов'. Но у пистолета ТТ образца 1933 года калибр 7.62 и всего 8 патронов. Может пистолет выполнен по спец-заказу? В таком случае специально для Саши Белого и его компании к Бутырке провели спутниковую связь: помните, когда во время путча 93-го года господа бандиты угодили ночевать в тюрьму, на столике у дежурного беспрерывно звонит целая куча мобильных телефонов: Мотороллы, Эриксоны выпуска 1998-2000 года. В 93-м году в России мобильная связь была в буквальном смысле 'автомобильной' - мини АТС, закрепленная в автомобиле крупного начальника.

Похоже, политические катаклизмы нашей страны совершенно запутали авторов сериала: переворот 93-го года произошел 3 октября, а во дворе Бутырки молодая трава и совершенно зеленые кроны деревьев, да и сами пацаны легко одеты. Но это не все, Ольгу с сыном выписывают из роддома 28 октября, а родила она третьего - где же она пропадала все это время? Можно предположить, что роды были с осложнением, а ребеночек не совсем здоров. Но Катя сообщает счастливому отцу по телефону: 'Родился, такой хорошенький, вес 3200: Все у твоей Оли нормально'. По-видимому, авторы перепутали этот политический мятеж с путчем 1991 года, он-то как раз и произошел 19-го, правда августа.

Цветовые галлюцинации


Не будем заостряться на несметном количестве разных мелочей: компьютерные игры, рекламные растяжки, автомобили, лекарства, мелькавшие по ходу сюжета за несколько лет до их появления, доберемся-таки до трагической развязки. Первым от рук Каверина погибает наркоторговец Фархад, тогда же, осенью 93-го - дело происходит на верхней точке колеса обозрения. В кабинке, кроме Фары и его товарища были два покупателя, которые, кстати, расплачивались за наркотики американскими сто-долларовыми купюрами образца 1996 года. Когда же кабинка опустилась вниз, взгляду перепуганной очереди предстали два окровавленных трупа - куда исчезли убийцы с высоты птичьего полета? В финале, когда убиты уже все друзья Белого, он приходит с ними попрощаться в морг - видно, что у ребят гробы светлого дерева, и лишь один гроб темно-вишневый - у жены Фила. А во время похорон все с точностью до наоборот: светлым остается лишь один гроб.

Кстати, путаница с цветами не такой уж редкий киноляп, к примеру в одной из серий 'Агента национальной безопасности' Леха Николаев и Нос(Александр Лыков) едут в машине, чтобы избавиться от лишних расспросов Нос предлагает Лехе красный Чупа-Чупс, а через несколько мгновений тот достает изо рта желтый - неужели уже стали выпускать карамель-хамелеон?

В 'Досье детектива Дубровского' вообще зеленые американские доллары фальшивомонетчики печатали на черно-белом принтере Laser Jet 5L. А в 'Каменской' в серии 'Игра на чужом поле' Настя отправляется в Москву в зеленом купейном вагоне, а доезжает до столицы в синем плацкартном. В другой серии под обшивку двери Настиной квартиры подкладывают взрывчатку. Смешно не то, как ее обезвреживали почти всем милицейским саперным отделом, а то, что над дверью квартиры не один звонок, как у всех, а четыре - может Каменская проживает в коммуналке, или в общежитии? Но далее показывают отдельную, вполне благоустроенную квартиру.

Технические гении и лохи


Наши сериалы про сотрудников правоохранительных органов несколько компрометируют своих героев. В одном из сюжетов 'Ментов' , Дукалис лежит в больнице, изображая крупного бизнесмена - весь в гипсе и бинтах, его похищают и на носилках заталкивают в машину 'скорой помощи'. Дукалис извлекает мобильный телефон, нажимает кнопочки, звонит - вызывает подмогу. Удивительно, что подмога приезжает, ведь мобильный - всего лишь бесполезная китайская игрушка и вместо дисплея четко видна бумажка с нарисованным на ней уровнем зарядки батарей.

Прокол с мобильным телефоном замечен и в фильме 'Брат 2'. Помните, когда Данила выходит из подъезда Салтыковой, он спрашивает у телохранителя жетон для телефона, а тот предлагает ему свой мобильный. Данила НА ЧУЖОМ мобильном телефоне нажимает две кнопки и: дозванивается до своего друга. Уж не в службе ли 02 служит его друг? Позже братья угоняют 'Вольво' и вешают на нее фальшивые номера 'я999МУ77rus', их останавливает ГАИшник, а потом отпускает. Где его бдительность - таких номеров не существует, дело в том, что в современных номерах букву 'я' не используют, она не транслитерабельна. А вы не обратили внимания по какому паспорту Данила Багров улетает за границу? По паспорту Сергея Бодрова! Если честно, у Данилы весьма однобокие технические знания - как соорудить самопал он знает точно, а вот как использовать обычный компакт-диск. Когда Данила со своим другом в музее ищут информацию, то купленный на горбушке диск они кладут в CD-rom кверху ногами.

Наоборот чересчур технически продвинутым оказался простой советский ЗЭК в фильме 'Бедная Саша'. Главный герой написал крутую программу-игру, сидя на нашей отечественной зоне. Как написал, на бумаге что ли?.. И эту игру записал на компакт-диск - все там же, на зоне! Где такие зоны? Действие фильма происходит в 1997 году, герой просидел уже шесть лет. Отправляясь на спец-задание он получает из вещдоков свой ноутбук, который все эти шесть лет пролежал на складе. Простая арифметика прибавляет гордости за нашего простого инженера, который, не начав еще воровать мог себе позволить в 1991 году такую технику.

Проделки Коперфилда


Когда сроки горят, а бюджет тает, аккуратно снимать нелегко. Другое дело фильмы, давно ставшие классикой. На них не жалели ни пленки, ни времени. Порой, полнометражную картину снимали год-полтора. Поэтому неудивительно, что актеры успевали за это время подрасти, похудеть, сносить костюм, или просто забыть, что ему делать в кадре. Вспомним хотя бы лирическую комедию 'Три плюс два'. Закадычные друзья разбивают лагерь на берегу моря и решают устроить холостятский обед. В качестве второго блюда предлагаются макароны: большой котелок фигурной лапши раскладывается в три миски, а через мгновение герой Жарикова извлекает из своей миски длинную макаронину: Вероятно, фигурная лапша пришлась по вкусу съемочной группе и в процессе творческой работы ее попросту всю съели. Но это не все. За время съемок фильма актеры, вероятно, освоили профессию иллюзионистов, а иначе как объяснить следующий эпизод? Влюбленные девушки собирают свои манатки и покидают кавалеров, оставив им записку. Молодые люди в отчаянии! Герой Жарикова сотрясает в воздухе потрепанной запиской и сует ее в левый карман пиджака. Дальше фокус, достойный Коперфильда: герой снимает пиджак и вешает на автомобиль. Несколько следующих кадров он мечется по берегу, собирая вещи и: извлекает 'волшебное письмо' из правого кармана брюк.

Правое-левое, эта тема, похоже, больная для нашего кино. В фильме 'Большая перемена' весельчак Ганжа обжигает на заводе левую руку. Руку забинтовывают, Ганжу отправляют домой, по дороге бинт 'сползает' на правую руку, а к возвращению раненого домой снова возвращается на левую.

Удивительный образец мгновенного переодевания представлен в комедии 'Семь стариков и одна девушка'. Юная преподавательница физкультуры пытается привить любовь к спорту капризным старикам. Идут занятия в спортивном зале. Пока девушка ведет беседу со стариками, в углу зала стоят двое спортсменов, одетых в шорты. Буквально через пару секунд на них уже надеты брюки, ну а после команды учительницы 'Становись!' на этих двух персонажах опять появились шорты.

Если продолжить тему одежды, то неплохо бы вспомнить непревзойденного мастера комедий Эльдара Рязанова и его 'Гараж'. Расстроенная исключением из гаражного кооператива героиня Светланы Немоляевой на время мутнеет рассудком. Пока она рыдает и уговаривает коллег учить уроки и кушать кашку, с ее головным убором происходят странные катаклизмы: шапка на голове то исчезает, то появляется вновь.

Удивительное женское непостоянство проявила героиня другого рязановского фильма 'Ирония судьбы, или с легким паром' В новогоднюю ночь у учительши Нади в доме появляется незнакомец Женя, который выпроваживает Надиного жениха за порог. Мало того, скромник Женя вышвыривает в окно и фотографию несчастного Ипполита. Но вот чудо: пока фотография летит, она меняется в лице - Ипполит Юрий Яковлев превращается в Олега Басилашвили. Бедный 'рогатый' Ипполит!

Другой мастер комедийного жанра Леонид Гайдай не отстает от своего коллеги. Вспомним хотя бы чудесную комедию 'Операция Ы и другие приключения Шурика'. Во втором сюжете под названием 'Наваждение' счастливые Лида и Шурик после успешной сдачи экзамена идут к ней домой и встречают на пороге большого грозного пса. Шурик решает усыпить собаку и вдавливает в ломтик колбасы четыре таблетки снотворного. Умное животное с аппетитом съедает колбасу, а таблетки выплевывает на асфальт, при этом довольно причмокивает и надменно улыбается. Еще бы! На дороге лежит уже пять таблеток, мол, нам вашего не надо, мы и сами может вас такой же отравой угостить! На этом чудеса не заканчиваются. Пока Шурик и Лида играют в 'угадай желание' время безжалостно идет вперед. И вот часы показывают 11 вечера, влюбленные прощаются, девушка подходит к окну: за которым светит солнце. Невольно посещает крамольная мысль: уж не переночевал ли Шурик в гостях у скромницы?

Ну да ладно, оставим любовные истории романтикам и перейдем к криминалу, а точнее к третьему сюжету этого же фильма под таинственным названием 'Операция Ы'. Нанятые 'взломщики' проникают на склад с целью инсценировать ограбление. Пользуясь ситуацией, герой Юрия Никулина Балбес сует в правый внутренний карман куртки бутылку красного вина, но, будучи застигнутым бдительным Шуриком на месте преступления, вступает с ним в неравную битву на рапирах. Укол, еще укол, и Балбес, проткнутый клинком валится на пол, держась за сердце, сквозь его пальцы сочится красная жидкость: Принюхавшись, Балбес недовольно вынимает из левого внутреннего кармана разбитую бутылку. Вероятно, во время неравной битвы он переложил ее поближе к сердцу!

Небольшой киноляп нами обнаружен и в другой комедии Л. Гайдая 'Бриллиантовая рука'. Лелик и Геша решают пригласить Семена Семеновича Горбункова на рыбалку в тихое местечко, чтобы там, наконец, снять гипс с бриллиантами. Сделать это приглашение отправляется герой Андрея Миронова. Помните напутствие: 'Детям мороженое, бабе цветы'? Герой Миронова подходит к столику, держа в руках 'Эскимо' на палочке, однако всего через несколько секунд, 'Эскимо' превращается в аккуратные шарики, разложенные в специальные металлические вазочки. Это ли не чудо?

Невидимый имиджмейкер


Несправедливо было бы забыть детское кино. Когда свеженький биоробот из фильма 'Приключения электроника' удирает от своего создателя, он заявляет о себе весьма оригинальным способом: поднимает над землей крупного детину и вращает его на вытянутой руке. При этом создатели фильма даже не потрудились замаскировать трос, на котором была подвешена жертва Электроника.

В другой подростковой фантастике 'Гостья из будущего' герои могут не только читать чужие мысли, но и одним взглядом изменять прическу. Алиса вместе с подругой Юлей удирают из больницы и о своих приключениях рассказывают бабушке. Старушка, видимо ко всему привыкла, она не удивляется не только сказочным россказням, но и тому, что у любимой внучки за время разговора косички превращаются в хвостики, а хвостики назад в косички.

Невидимый имиджмейкер, по всей видимости, присутствовал и на съемках фильма 'Москва слезам не верит' . Вспомните момент, когда героиня Веры Алентовой покидает своего незадачливого любовника в исполнении Олега Табакова. Женщина уходит от него с кудрями на голове. На улице ее волосы становятся прямыми - может быть сырая погода тому причина? Тогда с чем связано, что домой она вернулась снова кудрявой? Ох, уж это женское непостоянство!

Правда, мужчины от нас, дам, не отстают. Страшно популярный в 80-х годах фильм 'Д,Артаньян и три мушкетера' тому доказательство. Задиристый гасконец, едва прибыв в Париж, успел назначить дуэли лучшим мушкетерам короля. Поединок закончился коллективной дракой против гвардейцев кардинала. За это драчуны были вызваны на королевский ковер. Бедный гасконец был в таком восторге при виде живого короля, что у него, похоже, волосы на голове зашевелились. А иначе как объяснить, что на общих планах шевелюра Боярского накручена внутрь, а на крупных - наружу? Но это не все. Мужественные мушкетеры весь фильм разъезжают в современных спортивных седлах, а проказница Миледи для последней сцены собственной казни вероятно, специально прикупила удобные и модные босоножки.

Историю надо учить


Мушкетеры, гусары! Вам ли следить за историей, когда вокруг красавицы, сражения и вино? В фильме Светланы Дружининой 'Сватовство гусара' молодой красавец в исполнении М. Боярского влюбляется в дочку жадного ростовщика и с отчаяния закатывает грандиозную попойку со своими друзьями-гусарами. Шампанское льется рекой: Да вот незадача, пластмассовые пробки и декоративная фольга появилась значительно позже. Более того, в одном из кадров подброшенная в воздух 'голая' бутылка одевается в фольгу прямо на лету.

На время перенесемся от лихих вояк прошлого к не менее отчаянным служивым настоящего. В фильме 'Ворошиловский стрелок' герой Михаила Ульянова, решив мстить за внучку, направляется в банк за деньгами. Грудь старика увешана медалями и орденами. Но стоило герою войти в помещение, как многочисленные знаки отличия превратились в орденские планки:

Но снова в прошлое: в любимой комедии 'Иван Васильевич меняет профессию' авторы имеют свой индивидуальный взгляд на историю. Помните момент, где Бунша неверно берет скипетр и державу? Так вот: он в принципе не мог их брать - эти символы царской власти появились только в 17 веке, а действие фильма происходит в 16-м. Это мелочь по сравнению с другой оплошностью. Помните, как попавшего в современность царя допрашивают: 'Год рождения?' - '1533 от рождества Христова'. Летоисчисление от рождества Христова было введено в России Петром I в 1700 году. А до него годы считали от сотворения мира, а посему царь должен был ответит: '7041-й от сотворения мира'. Но и это не все: в любом учебнике истории можно прочитать, что Иван Грозный родился в 1530 году, а в 1533-м он уже стал царем!

На закуску мы дерзнем замахнуться на нечто великое, а точнее на 'Сибирского цирюльника'! В самом начале показана Америка 1905 года, на переднем плане появляется огромный, красивый американский флаг: который был принят лишь в 1960 году. Не хочется мелочиться по поводу деталей: когда в руках актера Алексея Петренко в букете с розами на глазах удивленного зрителя появляются ромашки, или когда кадеты, натирающие пол в зале при смене плана буквально 'телепортируются' из одного конца зала в другой, или когда видны, хоть и потушены кремлевские звезды, электрические фонари, крепления для флагов, таблички с названиями улиц. А вот памятник Минину и Пожарскому раньше стоял напротив того места, где теперь мавзолей, а не рядом с собором Василия Блаженного, как в фильме, да и кремлевские стены в позапрошлом веке красили известкой, отчего они были белыми, а не кирпично-красными. Ну и последнее - вспомните историческую несправедливость: в тот период русская знать изъяснялась исключительно по-французски, а у Никиты Михалкова все говорят по-английски:

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
декабрь 2003 года

 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста