Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
"Сам себе режиссер": Я и кошка, я и бык, и бабулька и мужик:
 
За восемь лет, пока программа "Сам себе режиссер" в эфире поток присылаемых в редакцию сюжетов не уменьшился. Секрет успеха передачи прост - ее делают сами зрители, и сами же потом смотрят. Ужасно интересно, наверное, увидеть на экране свою любимую собаку, которая рассказывает смешной анекдот странным скрипучим голосом. А вы знаете, что за грузина и китайца, за малыша и старушку, за собаку и птичку чирикают, то есть говорят всего три человека? О том, как любительское видео превращается в смешную телевизионную передачу, мы вам и расскажем.

Естественно, все кассеты, которые щедрые народные творцы шлют в адрес программы "Сам себе режиссер" сначала попадают в редакцию, где их подвергают строгой цензуре. "Передача выходит в дневное время, - рассказала нам координатор Марина, - поэтому мы должны принимать в учет, что ее смотрят дети, в ней не должно быть пошлости, политики и насилия. Бывает, приходят такие сюжеты, что нам самим смотреть стыдно. Недавно получили кассету, а к ней записка: "Я понимаю, что вы это не покажете, но вам, наверное, будет смешно посмотреть". На кассете видео, снятое 1 января из окна квартиры - совершенно пьяный мужик выгуливает огромного кобеля. Мужик на ногах едва держится, все время падает, пытается встать, а в это время к нему со спины кобель "пристраивается". И такая порнография в течение пятнадцати минут. Бывают другие крайности: на видео милый малыш, улыбается, потом снимает памперс и одевает его на голову со всем содержимым. Такие сюжеты вызывают отвращение, мы их отбраковываем".

Есть у программы постоянные поклонники. Один учитель физкультуры все время присылает сюжеты для рубрики "Слабо": то он по канату ходит, то через горящий обруч прыгает, скоро, наверное, летать научится. Уже не раз этот физкультурник отхватывал главные призы, но останавливаться на достигнутом не собирается. Вообще, призерами программы, как правило, становятся творцы из глубокой провинции. "Для таких провинциалов приглашение в Москву на съемки программы - это такое же чудо, как Ленина живого увидеть, - продолжила свой рассказ Марина. - Как-то раз в финал вышел 15-летний мальчик из далекого ингушского аула. Мы выслали приглашение на съемки. Через некоторое время в редакции раздался телефонный звонок - это позвонил руководитель местной власти узнать, а не шутим ли мы. Оказалось, что у мальчика от радости руки, ноги отнялись, а его мать рыдает от счастья. Пришлось связываться с Ингушским посольством в Москве, чтобы помочь финалисту приехать на программу. Вообще, с победителями очень часто случаются сердечные приступы, поэтому во время записи программы я все время держу в кармане Валокордин: как только объявляют призера, у него сразу стекленеют глаза и счастливчик хватается за сердце".

Когда сюжеты отобраны, их предстоит еще смонтировать, потому, что вряд ли вам будет интересно минут двадцать наблюдать, как кошка караулит птичку, гораздо смешнее сразу увидеть, как она за этой птичкой прыгает, промахивается и кубарем летит в таз с водой. И, наконец, заключительная и самая колоритная работа - заставить всех персонажей говорить смешные глупости. Во всех странах мира есть программы, основанные на домашнем видео, но нигде сюжеты не озвучивают профессиональные актеры. Как правило, сидит комментатор и нудным голосом произносит что-то типо: "Да, клевый мужик, смотрите, как он сейчас упадет: Вот видите к чему приводит любопытство". Представьте, если нашему утонченному, ценящему изящный юмор зрителю показать такое занудство? Программа закрылась бы через два месяца, а она существует уже восемь лет, и все восемь лет озвучкой сюжетов занимаются три человека, актеры по профессии, шутники по призванию Эдуард Радзюкевич из "Сатирикона", Федор Добронравов и Александр Жигалкин из театра "Ученой обезьяны".

"Вы, наверное, спросите, почему над озвучкой не работают женщины? - один за всех начал рассказ Александр, пока его друзья, все за одного, настраивали микрофоны, - Послушаете, как мы работаем, поймете". Забегая вперед, скажем: во время озвучки в студии стоит ядреный матерок. Каждый новый сюжет сначала озвучивается "с удовольствием", то есть, произносится все, что пришло в голову, по полной цветовой гамме народного фольклора. Потом все нецензурные выражения заменяются, актерская многословность укорачивается и начинается уже озвучка "эфирная". "У нас существует своеобразное разделение по голосам, - продолжал отлынивать от технической работы Александр, - Федя говорит за крупный рогатый скот, у Эдика специализация по алкашам и бабкам, а мне остаются дети и женщины. Но вообще, с помощью техники голос можно изменить как угодно: хочешь, будет женский, хочешь детский, или совсем тоненький - лилипутский. То, что происходит в студии - самая настоящая импровизация. Раньше мы писали тексты заранее, собирались в воскресение, отсматривали сюжеты, писали реплики, иногда даже в стихах. Потом утром приходили в студию, включали микрофоны и: все тексты перечеркивали. Теперь все сочиняется на ходу, мы устраиваем своеобразную "мозговую атаку", пишем все, что пришло в голову в самый первый момент. Конечно, с каждым годом все труднее придумывать хорошие шутки. Бывает, осенит гениальность, ты ее выскажешь, а тебя с небес на землю опускают: "Была эта шутка шесть лет назад". Режиссер наш Миша все шутки за восемь лет помнит и повторять не позволяет".

В этом и состоит самая большая сложность, ибо сюжеты, как раз-то все время повторяются. К примеру, выиграл сюжет, в котором кошечка с подоконника падает, и вот, в течение нескольких месяцев начинают присылать видео, где разные кошки падают с подоконников, столов, шкафов, причем, этих кошечек явно сталкивает жаждущая главного приза хозяйская рука. Или все, как один женихи начинают ронять своих невест. Так и хочется какую-нибудь утонченную пошлость вставить про сильно растопыренные пальцы, сквозь которые даже девушки проваливаются. Но нельзя, потому что есть в программе еще один цензор - бабушка из Фрязино. Поясним. Когда придумывается какая-то тонкая озвучка, с современным сленгом, режиссер говорит: "Не годится, бабушка из Фрязино не поймет", это значит, что юмор должен быть понятен даже самым отсталым и туповатым зрителям. Не даром же, проведенный рейтинг выяснил, что программу больше всего смотрят дети и милиционеры.

То, как мешает эта "провинциальная старушка" мы увидели чуть позже, во время озвучки. В кадре корова катала по поляне большое колесо, пытаясь его поднять мордой. Актеры, не сговариваясь, выдали: "Осень на дворе, пора с "травы" на "колеса" переходить!" Конечно, наркоманские термины пришлось исключить и в результате прозвучало совсем невинное: "Вот коза-дура, посоветовала колесо на шею для красоты надеть, а я его поднять не могу".

Вообще-то сюжеты с животными доставляют программе массу неприятностей. Стоит показать запутавшегося в собственных ногах пса, или прокомментировать: "Вон белка, стреляй скорее!" , как Грин Пис-овцы начинают засылать гневные письма в адрес программы. Поэтому и приходится артистам семь раз порепетировать перед микрофоном прежде чем один раз записать звук. Но, уж когда идет репетиция, фантазии актерские не знают никаких границ, и остановить их, вошедших в роль какого-нибудь китайца, например, ни у режиссера, ни у техника не хватает голоса и сил. Очень смешно смотрится, когда трое взрослых мужиков, скорчив смешные рожи и размахивая руками продолжают диалог, совсем не обращая внимания на то, что сюжет давно закончился.

"Самый забавный случай из нашей практики, - на прощание выдал Саша, - когда мы втроем пришли на озвучку сильно пьяные. Мы что-то пытались произносить, с трудом выговаривая слова. Конечно же, никакой работы не получилось, нам пришлось приехать на следующий день и все быстренько нагонять. Сюрпризом оказалось то, что Мишка весь наш пьяный бред записывал и потом преподнес нам кассету:"

Закадровый текст преображали в заметку Екатерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА


 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста