Предыдущая   На главную   Содержание
 
Андрей Носков - Петербуржец в первом поколении
 
Его сравнивают то с Маугли, то с Джимом Керри, еще приписывают ему свойства ртути и бурлящего фонтана. Увы. На этот раз уличить коллег в преувеличении не получится: звезда сериала 'Кто в доме хозяин' актер Андрей Носков и в самом деле оказался подвижным и пластичным, как дикий бандерлог, а его артистизму и неподражаемой мимике и впрямь позавидовал бы Голливудский 'Комеди стар'.

Меня нашли по Интернету


-- Такое модное нынче телевизионное увлечение, как ситком добралось и до вас, человека, который и в кино-то снимался не много. Как вас, абсолютно театрального актера занесло в сериал 'Кто в доме хозяин' телеканала СТС?

- Все произошло случайно. Уже два месяца шел кастинг, попробовали более шестидесяти актеров, но главного героя так и не нашли. Стали смотреть актерские сайты и наткнулись на мой. У меня в это время было весьма благостное настроение: я чудесно поработал летом в Швейцарии, прекрасно отдохнул на Украине, начал репетировать главную роль в театре. У меня были планы и деньги, я предвкушал, как в ближайшие выходные отмечу свое 33-летие. И вдруг зазвонил телефон. Звонил ассистент по актерам студии 'Амедиа', и я полетел в Москву на пробы. Там был очарован чрезвычайно радушным приемом и каким-то уж очень уверенным заявлением режиссера: 'Герой есть'. Все еще не воспринимая происходящее всерьез, вернулся в Петербург, а через два дня мне сообщили, что я утвержден на роль. В понедельник 19 сентября, в день своего 33-летия, вместо посиделок с друзьями, я вышел из дома со своей обычной сумкой, в оранжевой футболке, старых удобных джинсах, цвета красной рыбы, выгоревшей куртке, не зная, где буду ночевать завтра. Я провел последний урок танца со студентами и уволился из Театральной академии, отыграл в последний раз Дориана Грея, сел в поезд Санкт-Петербург - Москва и поехал на съемки 100-серийного телевизионного проекта 'Кто в доме хозяин'. 20 сентября 2005 года был первый съемочный день:

-- Наверное, чем-то пришлось пожертвовать ради этой работы. Не страшно было бросить все привычное и любимое ради чего-то нового и неизвестного?

- Да, мне было много, что терять: я играл в четырех петербургских театрах, один из которых - БДТ, и в основном аншлаговые спектакли, преподавал танец в театральной академии. Но кое-как все удалось разрулить, единственное - в спектакле, который я только начал репетировать в моем родном БДТ мне не нашлось замены, спектаклю законсервировали на некоторое время, а меня перевели в положение приглашенного актера. Самым трудным было расставаться с семьей. Когда я позвонил жене из Москвы и казал, что меня утвердили на роль, Настя расплакалась, а потом сказала: 'Этот проект тебе нужен - нам придется набраться мужества'. И я вот уже год практически не вижу семью, пока я здесь, в кадре нянчу чужих детей, мой сынишка Тимоша растет без меня.

-- А перевезти семью в Москву не думали?

- Мы с Настей решили, что будет правильнее, если они останутся дома: у Насти в Петербурге работа, у сына занятия тейквондо: К тому же я все равно целый день на съемках. Конечно, им без меня тяжело, но у меня получается вырываться домой раз в неделю, на выходные - я играю спектакли и успеваю пообщаться с близкими.

-- Интересно, в такой ситуации в вашем доме кто хозяин?

- Ну, я надеюсь, что я. Хотя, у нас с женой равноправие, но все же главным в доме должен быть мужчина. Пока меня нет дома, с этой ролью неплохо справляется мой четырехлетний сын - достойная смена растет.

-- Ваш герой - нянька и домработник. Такое нетрадиционное положение мужчины вас не насторожило?

- Нисколько. Допустим, сразу по окончании театрального института я некоторое время жил в общежитии и там же подрабатывал уборщиком. Сейчас, когда есть время я дома с удовольствием готовлю и мою пол - очень успокаивает нервы. А может, наш сериал введет моду на мужчин-домработников?! Вообще, кроме шуток, я всегда мечтал сыграть в комедии, мне нравятся фильмы с Пьером Ришаром и Жаном Полем Бельмондо, хотелось попробовать сделать что-то подобное. И мне выпал такой шанс. И я очень доволен, что им воспользовался - у меня интересная и довольно непростая роль, здесь, на съемках, очень положительная атмосфера, все мы: и дети, и Людмила Артемьева, и Анна Невская, и вся съемочная группа друг друга заряжаем хорошим настроением - словно одна большая семья.

Семейный бизнес


-- Но вернемся к вашей настоящей семье и даже еще дальше в прошлое - к детству. Вы не похожи на заморенного туманами и дождями Петербуржца, влияние активного солнца в вашем темпераменте, да и во внешности нельзя не заметить. Вы откуда родом?

- Угадали. Я родился в маленьком украинском городке Новая Каховка. С детства проявлял склонность к фантазиям - придумывали с ребятами свой воображаемый мир, играли в разведчиков: строили тайное логово, мастерили передатчик, составляли шифровки. Мои родители отношения к искусству не имели, а я вот, с малых лет мечтал стать актером. В школе учителя говорили: 'Этот точно будет артистом', - потому что я был очень эмоциональным и активным. Это не мешало мне прилично учиться и окончить школу с серебряной медалью. В старших классах я оказался в компании ребят старше меня лет на пять, это была клоунская околотеатральная группа, некий местный андеграунд. Мы репетировали допоздна в актовом зале гостиницы, пили домашнее винцо, обсуждали перепечатки нелегальной литературы, слушали неразрешенную музыку и пели: надрывно и с хрипотцой. В нашем городе был всего один Дом культуры, поэтому постигать актерское мастерство мне было негде, я не очень-то представлял, что такое театр, но актером быть хотел самозабвенно. Поэтому после школы поехал в Днепропетровск, поступать в театральное училище, потом в Киев, в Москву... А потом решил отправиться в Петербург, он манил меня как историческая легенда и колыбель дорогого сердцу андеграунда.

-- Как ваши домашние отнеслись к подобным переездам 'блудного сына'?

- Папа хотел во всем участвовать сам, поэтому в Ленинград, в 1989 году этот город еще назывался так, мы приехали вместе. Прибыли на Витебский вокзал рано утром, меня поселили в общежитие, поселили - это сильно сказано: дали матрас и направили в спортзал, где на полу было 'поселено' еще бессчетное количество абитуриентов. Скоро нас осталось четверо, поступивших в ЛГИТМИК.

-- Вы ведь актер БДТ? Это очень престижный театр. Случай или закономерность?

- У Андрея Юрьевича Толубеева был курс, который делал внутренний показ, и я уговорил, просто-таки умолил его посмотреть меня вместе с ними. Дали десять минут. И взяли. А до этого я уже с третьего курса играл в Питерском ТЮЗе, немножко побыл ведущим детской передачи 'Разноцветная собака'

-- А когда в вашу жизнь пришло кино?

- У меня были небольшие роли, но я бы сказал так: Если с театром у меня серьезный роман, то в кино до сериала 'Кто в доме хозяин' были лишь случайные связи. Наверное, всему свое время.

-- Но между тем, ваш брат успел прославиться за счет сериалов 'Азазель' и 'Московская сага'. 'Жаба' не душила, что младшенький обскакал?

- Ну, нет, я был очень рад и горд, что из превеликого множества актеров выбрали именно его. У Ильи красивое, с правильными чертами, мужественное лицо. В нем есть достоинство, искренность, даже наивность, но не глупость. Илья открыт, может легко покраснеть, побледнеть.

-- Хотите сказать, что конкуренции между братьями нет? А в детстве? Вы ведь старший, наверное, давили на мелкого авторитетом?

- Нет, серьезных конфликтов не было никогда. Конечно, всякие детские стычки случались, но во вражду они не перерастали. В детстве у нас были разные компании, но все знали, что у Ильи есть старший брат, а у меня младший. Сегодня мы дружны по-настоящему.

-- Пойти в актеры - это вы его соблазнили?

- В детстве он занимался в театральной студии, играл принца в 'Русалочке'. Папа, приезжая ко мне, все время шутил: 'Скоро привезу к тебе второго актера', - и дошутился. Илье было пятнадцать лет, когда он приехал ко мне в Питер погостить, и влюбился в город настолько, что остался в нем. У него еще не было паспорта, аттестата, но он уже поступил в театральную академию - мы ему от руки рисовали зачетку. Первый год он вольным слушателем ходил на занятия в академию и параллельно учился в вечерней школе, а потом его сразу зачислили на второй курс. Сейчас у нас совместный проект - Театральное товарищество 'Носковы и Компания', последний из спектаклей, который мы поставили - 'Путешествие' по Станиславу Лемму - идет с большим успехом. А в планах поставить французскую комедию.

-- Отчего такая идея - собственная антреприза? Вы без того оба востребованы выше крыши.

- Я безумно люблю вой родной БДТ, с удовольствием работал в других проектах, но что уж говорить, не все свои идеи и амбиции можно удовлетворить в стенах именитого театра. Просто хотелось почувствовать свою независимость, в том числе и финансовую.

Принц на белом коне


-- С вашего позволения: вернемся от дел творческих к делам семейным: история знакомства с вашей женой, к какому жанру больше подходит?

- Ну, как к какому? Классический любовный роман: она ждала принца на белом коне, и я на нем приехал:Нет, конь, тоже был, но позже. А познакомились мы случайно: Я тогда работал в ТЮЗе, а Настя пришла в театр к сестре-актрисе, и мы толкнулись с ней в коридоре. Я спросил: 'Вы не замужем', - она ответила: 'У вас еще есть шанс', - мы немного пококетничали и разошлись. А в следующий раз встретились только через год, но все это время я не упускал ее из вида - передавал приветы, спрашивал про нее. Во мне смутно блуждала мысль, что это именно та девушка, с которой я свяжу жизнь. В какой-то момент я почувствовал острое желание ее увидеть, и я позвонил ей. Мы снова встретились, и через полгода домашняя девочка переехала из родительского дома ко мне в общежитие, где бытовая неустроенность и полный кавардак. Но наше совместное проживание было каким-то несерьезным - то Настя уезжала работать за границу, то я играл спектакли в Москве. Настя шутила: 'Носков, я жду принца на белом коне, а ты - клоун!', - на что я ей пообещал: 'Вот увидишь, через пять лет мы с тобой поженимся, через семь у нас будут ребенок и квартира'. Так и получилось. В день свадьбы я все-таки приехал за ней на белом коне - в белом плаще и в шляпе, взятом в театре - распевал арию из оперетты 'Мистер Икс'. На дворе стоял январь и температура минус тридцать, а накануне был мальчишник, со всеми вытекающими из этого последствиями, так что в седле я держался с трудом. Но самое драматичное было впереди: платье, которое Настя заказала к свадьбе, ей совершенно не понравилось, она ни в какую не хотела его надевать, поэтому в ЗАГСМ мы пришли в джинсах и белых рубашках, нас приняли за свидетелей, а наших нарядных друзей за жениха и невесту. Мы не хотели никаких пафосных торжеств, поэтому устроили лишь небольшую вечеринку с друзьями, а на следующее утро улетели в Египет.

-- Мы читали, что вашу жену с сыном из роддома забирал ваш брат.

- Самым сильным моим потрясением в жизни было когда я впервые увидел своего двухнедельного сына, спящего в кроватке. Когда он родился, я был на гастролях в Екатеринбурге. Прямо на перроне ко мне подошел администратор и поздравил с рождением сына. Веселье полилось рекой - и как результат все свои счастливые эмоции я сублимировал в то, что написал одну очень откровенную книжку - 'Блажь. Записки несостоявшегося Дон Жуана': сто страниц, на каждой по женщине, с которыми я общался до Насти: Я писал свои откровения на отдельных листках, на каких-то бумажках, на салфетках в кафе. Я не собирался ничего издавать - это бал просто выплеск эмоций: мне в этот момент очень хотелось быть рядом с Настей и нашим ребенком и говорить им о своей любви. И вместо признания в любви одной женщине, я писал об отношениях с другими, сто страниц встреч и разлук:Так получилось, что я показал эти рукописи другу, а он взял и издал. И даже была презентация - тем, кто на ней успел купить книжку - повезло, потому что потом мне стало не по себе от содеянного, и весь оставшийся тираж был уничтожен.

-- Жена была 'в восторге' от вашего эпоса?

- Настя, как мудрая женщина сказала: 'Ну, сделал еще одну глупость'. Она же понимает, что до нее у меня были другие женщины и знает, что с ней я честен. Вообще, мне повезло с женой, помимо того, что она умница и красавица, ей удается создавать домашний очаг, о каком можно только мечтать. Дома я успокаиваюсь, отключаюсь от суеты, дом - это место, по которому я скучаю, куда стремлюсь, едва покинув его.

-- Санкт-Петербург стал для вас домом?

- Мне повезло, когда я приехал в этот город, я увидел сразу много всего захватывающего - от вокзала до института мы с отцом проехали длинным троллейбусным маршрутом через весь город. О оттого, что все красоты проносились за окном мимо меня и казались недосягаемыми, город манил и притягивал еще больше. Это было первое зернышко любви, из которого потом выросло большое дерево. Однажды я понял, что люблю этот город и восторгаюсь даже грязными дворами. Я стал его рассматривать с разных сторон, сверху, снизу, сбоку, изнутри... Небо Питера и архитектура особенно прекрасны в непогоду - это стиль города, это его цвета. Отсутствие солнца и людей ему к лицу. Поэтому Питер так прекрасен ранним утром и поздно ночью. Но город долго не принимал меня, и я его тоже - у нас с ним был какой-то внутренний конфликт. Уже отучившись и поработав в нем, я уезжал из него работать в Москву, а потом вернулся и ощутил, что хочу жить в нем, чтобы здесь росли мои дети. И город принял меня, и, надеюсь, я стал, как сказал, кажется, Бродский, петербуржцем в первом поколении...


Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева
май 2006

 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста