Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Борис Смолкин не любит юмор ниже пояса
 
Питерские театралы знают и любят этого артиста давно, в его багаже немало главных ролей. Однако знаменитым на всю страну Бориса Смолкина сделала фраза: 'Кушать подано', - которую произносит его персонаж в сериале 'Моя прекрасная няня'.

Слуга со стажем


- Борис Григорьевич, нам не раз приходилось слышать, что о таком дворецком, как ваш Константин из сериала 'Моя прекрасная няня' мечтают многие богатые люди. Созданному вами персонажу хочется вручить значок 'Лучший в профессии' и премию за выслугу лет. Скажите, с кого вы списали вашего потрясающего героя?
-
- Ну, с кого я, рожденный и выросший в советской стране человек, мог писать дворецкого? У нас в доме, как вы понимаете, прислуги не было. Разве что был в телевизоре человек, который во время партсъездов подавал на трибуну генеральному секретарю стакан с чаем:
-
- Или с чем-то, похожим на чай.
-
- Возможно. На самом деле, Константин - это не первая в моей жизни роль прислуги, вы правильно заметили про выслугу лет. Когда-то, очень давно, все началось с роли бармена, и я специально брал уроки у профессионалов в самой европейской из Питерских гостиниц. Потом в Театре Музыкальной Комедии, в котором я служу я играл слуг в спектаклях 'Продавец птиц', 'Ганна Гловари', играл Труффальдино, Расплюева: А еще у меня была программа 'Слуга на все времена', в которой я читал монологи слуг из разных классических литературных произведений.
-
- Интересно, а в жизни этот богатый опыт вы как-то используете: готовите, сервируете стол, следите за домашним хозяйством: или уже успели обзавестись собственным дворецким?
-
- Слуг у нас в доме нет, а у меня на кулинарное творчество времени не хватает, поэтому домашнее хозяйство лежит на женских плечах. Но готовить я умею, причем, довольно неплохо - жизнь научила. Я очень люблю щи со шкварочками или украинский борщ с пампушками. А вот модные сейчас суши не жалую.
-
- Эдакое пристрастие к малороссийской кухне. А вы сами откуда родом?
-
- Я родился в Ленинграде в самой обычной семье. Мой отец известный в Ленинграде художник-архитектор, от него мне досталось чувство юмора. А мама - филолог, преподавала в ВУЗах английский язык и английскую литературу, ее стараниями я овладел языками и увлекся пением. Мама мечтала, чтобы я стал оперным певцом. Сама она замечательно поет, ездила с фронтовыми концертными бригадами, и только благодаря этому смогла пережить голод блокады. Я помню, что когда я был маленький, мама выступала в народном оперном театре. И поэтому едва я начал напевать себе под нос первые песенки, мама решила, что у меня талант, и отдала в музыкальную школу. Сие учебное заведение в моем лице ничего особенного не приобрело, я стоял в хоре где-то с краешка, но даже это скромное положение вызывало гордость у моих родителей.
-
- В школе у вас были столь же скромные достижения?
-
- Не сказал бы так: учился я прилично, закончил физико-математическую школу. Я много читал, преуспевал в точных науках, и даже выиграл несколько всесоюзных олимпиад по химии. Я очень любил шахматы и занимался ими серьезно и результативно. Но у меня была и другая страсть - с детства мечтал стать актером. В театр ходил с самых малых лет, сначала с бабушкой, потом один. Но так как я всегда был маленького роста, меня не всегда одного пускали. Из-за роста я в юности сильно комплексовал. Помню, специально ходил к служебному входу театра, встречал артистов и тихонечко примеривался: кто насколько выше меня. Единственным утешением для меня был наш знаменитый питерский актер Николай Николаевич Трофимов - он был даже ниже меня: на 3 сантиметра. Несмотря на то, что я не питал иллюзий по поводу своей ничем не выдающейся внешности, я осмелился на штурм театрального ВУЗа. Два года подряд я проваливался на драматическое отделение ЛГИТМиКа, и уже решил, что таких не берут в артисты. С отчаяния отнес документы на музыкальный факультет, что-то быстренько разучил и: поступил. После окончания института стал работать в Театре музыкальной комедии.
-
Новый год для авторитетов


- И все это время вы работаете в одном театре?
-
- Не совсем так. Десять лет я играл комедии, мюзиклы - это были золотые годы нашего театра, как раз пришел режиссер Владимир Егорович Воробьев, который ставил 'Труффальдино', 'Свадьбу Кречинского':Но все эти годы я мечтал работать в драматическом театре, и мечту свою исполнил - сыграл несколько спектаклей: и вернулся назад, в комедию.
-
- Не прижились, или разочаровались?
-
- Здесь немного другое: в музыкальном театре мне не хватало драмы, а в драматическом - музыки.
-
- А что играть труднее?
-
- Труднее играть хорошо, чтобы всем было интересно. Думаю, что так.
-
- Ваши поклонники помнят вас по КВНу, по телевизионным работам, расскажите об этом поподробнее, потому что информация об этом довольно скудная и отрывистая.
-
- В середине семидесятых мы с Женей Тиличеевым вели телевизионное варьете. Это нечто предшествовавшее нынешним ток-шоу. Мы играли хозяев кафе-бара, приглашали к себе в гости начинающих артистов: тогда это были Гена Хазанов, Фима Шифрин, у нас пела молоденькая Валя Толкунова. Программа была популярной, мы благополучно выходили некоторое время, пока не пришел некий журналист делать о программе репортаж. Он опубликовал одну из наших шуток: 'Говорят, если народ не кормить, он звереет', - ничего особенного, практически правда, но газета с репортажем попалась на глаза помощнику первого секретаря обкома. И нас закрыли. Тогда я узнал, что печатное слово имеет бОльший вес, чем устное. К счастью, гнев длился недолго, мы смогли делать другие передачи, допустим, я с удовольствием вспоминаю работу над программой Виктора Шендеровича 'Нескучный сыр'. Еще я горжусь своим участием в 'капустниковом' движении: я играл в знаменитом ленинградском театре 'Четвертая Стена', который славился своими капустниками, думаю, этот театр и сейчас многие помнят. Потрясающее было время - мы много выступали на телевидении, колесили с гастролями по всей стране, а публика нам рукоплескала.
-
- А в КВН вы за какую команду играли?
-
- Это был не тот КВН, который ведет Масляков. В восьмидесятых мы в Ленинграде играли в КВН между театрами, практически в каждом театре была своя команда. Я был капитаном сборной города, куда еще входили Андрюша Ургант, Краско, Максимков, Аркаша Коваль - это было очень веселое время, все молодые, остроумные, дерзкие, полные идей.
-
- Среди актеров притчей во языцах тали новогодние елки, помните, как в анекдоте: Я отказал Спилбергу потому что съемки совпадали с детскими елками. А вы когда-нибудь 'ДедоМорозили'?
-
- У меня была история поинтереснее детских елок. Это произошло лет десять назад, мне позвонил мой коллега и попросил поехать вместе с ним на халтуру: 'Сто долларов обещали, поделим на двоих, - сказал он, и добавил, - А то я один боюсь'. Оказывается, открылся новый ресторанчик, и в нем бандиты и ларечники решили вместе отметить Новый год в знак примирения. А мы им нужны были для художественного оформления 'стрелки'. Зашли в подсобочку, хозяин заведения в щелочку нам главного бандита показал - вора в законе, который со своим великовозрастным сыном сидел: оба мрачные, с бычьими лбами. Мой товарищ в костюме Деда Мороза пришел - под гримом лица не видно, а я весь, как на ладони: в костюмчике, с бабочкой. Я понимаю, что если сейчас к ним с веселым лицом выйду, меня могут и не понять - еще стрелять начнут. Что с ними делать - не знаю, читать Чехова - бесполезно, песни петь - тоже. Выхожу без за пятнадцать минут до полуночи, как раз Ельцин начал обращение читать. Я его передразнивать. К счастью, женщины этих бандитов меня узнали и встретили приветливо. Кое-как ситуация выправилась. А после боя курантов я 'позвал Деда Мороза', и передал эстафету коллеге, тот еще полчаса поработал, и мы благополучно смылись, пока бандиты обменивались подарками. Уже на улице мы услышали стрельбу.
-
- У вас нет желания выпустить музыкальный альбом или написать книжку - наверное, за вашу богатую творческую жизнь накопилось немало материала, которым бы хотелось поделиться с поклонниками?
-
- Нет, Я не думаю, что своим пением осчастливлю человечество, певцов и без меня хватает. И писателей тоже. Кто-то из мудрых сказал, что если каждый считает своим долгом написать книгу - это признак упадка империи. Я избалован хорошей литературой, много читаю, почти наизусть знаю Чехова, с детства люблю английскую литературу: Диккенса, Моэма, Теккерея, Голсуорси. У меня слишком трепетное отношение к слову, чтобы брать в руку перо, не имея к этому должного призвания.
Моя жена вами довольна


- Тогда вернемся к вашей основной, актерской деятельности и к тому, что ее сопровождает, то есть к известности, поклонникам. Театральные поклонники - они же особенные!
-
- О, да! Когда я в 1972-м году пришел в театр, я каждый раз после спектакля приходил в изумление. Едва смолкал последний аккорд нашего представления, начинался церемониальный спектакль поклонниц: крики 'браво', торжественный вынос цветов. Причем, у девушек существовал свой порядок выхода на сцену и вручения букетов. Самой заметной среди них была Светка Костяная Нога, так ее звали свои же 'коллеги' поклонницы за деревянный протез. Мы всегда стояли за кулисами и слушали, как сразу же за последним тактом увертюры раздается стук ее протеза. Каким то странным образом поклонницы умудрялись занимать самые лучшие места в первом ряду даже в дни аншлаговых премьер. Думаю, эти люди заслуживают уважения хотя бы за свою преданность.
-
- После эфиров 'Няни' вас, наверное, стали одолевать уже персональные поклонницы, которые узнают в вас популярного персонажа?
-
- Дети на улицах узнают, здороваются. Соседи стали здороваться: правда я с ними здоровался и раньше. Некоторые поздороваются, а потом извиняются: 'Ой, извините, я так привык вас каждый день видеть у себя дома'. А тут в Ялте была изумительная история: выхожу из магазина - в шортах, кепке, с какими-то авоськами, только что расписался для всех продавщиц, сфотографировался с ними. Смотрю, стоит человек лет сорока пяти и просит: 'Можно я вас для жены сфотографирую?', - сфотографировал, подходит, кладет мне руку на плечо и серьезно произносит: 'Спасибо. Моя жена вами довольна'. Такой неожиданный, Чеховский поворот.
-
- Наверное, не ожидали, что в вашу размеренную творческую жизнь в довольно солидном возрасте ворвется такая популярность?
-
- Когда что-то приходит - это же всегда хорошо. К популярности нужно относиться с юмором. Я тридцать лет играю на сцене, иногда снимаюсь в кино, но вдруг пришла такая роль, которая сделала меня узнаваемым. И слава богу! Вы думаете, я буду отказываться? Но с другой стороны, я прекрасно понимаю, что все это - дело случая, да к тому же временное явление. Пока сериал каждый день идет по телевидению, и я в нем мелькаю - меня узнают. Закончится мелькание - мою физиономию тут же забудут. Будут другие роли - хорошо, нет - не страшно: свою долю известности я уже получил. К счастью, у меня устойчивая психика, и на моем здоровье эти метаморфозы не отразятся.
-
- А как вы оказались в 'Моей прекрасной няне'?
-
- Меня порекомендовали продюсерам сериала друзья-кавээнщики Миша Шац и Миша Щедринский. Они вспомнили обо мне, когда услышали, что СТС совместно с компанией АМЕДИА собирается снимать такой сериал. Отбор актеров длился девять месяцев, и все это время я ездил на кастинги в Москву из Санкт-Петербурга. Когда съемки только начинались, мы не очень понимали, что из этого получится, и получится ли вообще хоть что-то. И уж никак не ожидали такого успеха.
-
- Ваш герой вам симпатичен?
-
- Да, он мне нравится, он соответствует моему восприятию жизни. Поскольку я человек немолодой, то приблизительно так, как и он, отношусь к жизни. На самом деле, я такого персонажа играю впервые. Его трудно охарактеризовать, потому что в России такого Константина Николаевича быть не может, это удачная смесь английского дворецкого Берримора с русским управляющим. А по закону эстрады он, скорее, мрачный клоун.
-
- Мы были на съемках и видели, что некоторые шутки рождаются прямо в кадре. Вам разрешают импровизировать?
-
- Ну а почему бы нет? Это же не Чехов, и не Достоевский. Проект живой и подвижный, и я стараюсь ему соответствовать.
-
Дураки нужны для контраста


- О том, что зарплата театрального артиста ничтожно мала, говорят многие ваши коллеги, поэтому сегодня съемки в сериалах - единственный способ получить достойный заработок за свою профессию. Не отсюда ли мнение, что съемки в сериалах - халтура?
-
- Мое мнение, что и на сцене, и в кино, и в сериале можно играть хорошо или плохо - это зависит от артиста, от его отношения к своей профессии, от совести. Не назову 'Няню' высокохудожественным произведением, но это хороший, легкий, добрый сериал. Мне не стыдно за эту работу, и когда ко мне на улице подходят и спрашивают: 'Это вы?', - я не отказываюсь, я говорю: 'Да'.
-
- Свой первый заработок помните?
-
- Первые личные деньги у меня ассоциируются с праздниками - Первого Мая и Седьмого ноября мне родители давали три рубля, на которые можно было сходить в кино, купить воздушный шарик и двести граммов шоколадных пряников - для меня это были огромные деньги: Сейчас вспомнилась история, не совсем по теме, но она тоже связана с деньгами, с рублем. Это было 22 апреля, как раз в 107-ю годовщину со дня рождения Ленина, я точно запомнил. Утром еду на работу и по дороге захожу в магазин, купить сигареты. В магазине огромная толпа народа, сбившаяся кучками по трое, и стоит мат-перемат. А в этот день как раз подняли цену на водку - хмурые люди пересчитываю мелочь и гадают: хватит - не хватит? Вдруг появляется эдакий балагур развеселый и с порога: 'Ну что, будем пить 'Каберне'?', - на сухое вино цены остались прежние. Толпа на него замахала кулаками: 'Да пошел ты, пусть этой кислятиной Полипбюро зальется'. Мужик в ответ: 'Спокойно. Ученые посчитали, что каждые сто лет новый Ленин рождается. Поздравляю вас, сегодня пацану семь лет исполнилось!'.
-
- Похоже, у вас на все случаи жизни есть смешная история. Мы слышали, что вы даже писали диссертацию на тему юмора?
-
- Мои научные изыскания в этой области весьма скромные, диссертацию я так и не защитил, остановился на автореферате по теме 'Комический актер. Средства воспитания, возможности раскрытия'. Я пытался разобраться в природе комического с точки зрения психологии, медицины и театрального опыта. Точно этого так никто и не знает, несмотря на то, что наука семимильными шагами идет вперед. Но ясно одно, что настоящий юмор находится на грани сострадания - в этом его величие, если человек не способен сострадать, он не способен и к юмору. И еще, юмор требует мужества и быстроты реакции, потому что если ты задумаешься, то, возможно, уже не пошутишь.
-
- А как вы относитесь к огромному количеству юмористических программ на центральных каналах телевидения, и, главное, к их качеству?
-
- Современному юмору катастрофически не достает ума, изящества и легкости. На эстраде с этим полная беда - сегодня юмор стал пошлым и неэстетичным. Допустим, великий Райкин, выходя на сцену, что-то выдумывал: клеил себе носы, лысины, менял голос, он как себя мучил, как насиловал физически! Сегодня никто себя так не тратит, ограничиваются сальными шутками. А публика смеется, потому что не надо напрягать интеллект, чтобы понять такой юмор. Один московский врач исследовал юмор пограничных состояний, вплоть до бреда, и пришел к выводу, что по качеству юмора можно определять зачатки некоторых заболеваний. К примеру, юмор 'ниже пояса', который сегодня так популярен, присущ людям с воспалением лобных долей мозга. Я им сочувствую.
-
- Грустно.
-
- Ничего. Скажу так: 'Дураки должны быть, на их фоне ярче выделяются умные люди'.
-
- Юмор помогает вам в жизни?
-
- Конечно, на протяжении вей жизни. Еще в школе благодаря чувству юмора, будучи очень маленького роста я умудрялся дружить с девочками-баскетболистками. В театральном институте один из педагогов вынес мне приговор: 'Вам не место в советском театре', - если бы я к этому отнесся серьезно, наверное бы, плохо кончил. После института я пришел показываться в БДТ, и Георгий Александрович Товстоногов мне сказал: 'Не знаю, что с вами делать, приходите лучше лет через двадцать'. Я тут же ответил: 'Ну, я-то приду:', - режиссер засмеялся, потому что и он обладал хорошим чувством юмора. Я думаю, что без чувства юмора мне было бы совсем плохо, да и нельзя без него заниматься искусством - в этом я абсолютно уверен, потому что острый ум необходим, чтобы в обыденном увидеть что-то неожиданное.
-
Предложение возглавить страну не поступало


- В свободное время чем занимаетесь, оттачиваете острый язычок?
-
- Нет, в жизни я не много шучу, видимо, план по юмору выполняю на работе. На досуге я читаю, чаще - научную литературу. Все-таки любовь к науке у меня осталась с детства, и многие научные открытия вызывают восторг. Наверное, я мог бы стать математиком, если бы не поступил в театральный. Еще люблю играть в шахматы - с друзьями, или со старшим сыном Владимиром. Ему тридцать лет: А младший еще в шахматы не играет, потому что маленький, ему всего шесть.
-
- Ну, вот мы и приблизились к самой приятной теме - к вашей семье. Такая большая разница в возрасте сыновей, наверное, потому что брак не единственный?
-
- Да, первый раз я женился по молодости на актрисе Александринского Театра. Мы развелись, когда нашему сыну исполнилось 6 лет. Сын остался со мной и рос практически в театре. Помогала моя мама Раиса Ефимовна, воспитывала его, растила. Вопреки ожиданию, Володя не пошел в артисты, но все же выбрал профессию близкую к театру - театральный продюсер, занимается организацией гастролей. Когда он рос, я, конечно, хотел создать для него полноценную семью, но не находилась такая женщина, которая любила бы и меня, и моего сына, и была бы готова для нас свить гнездо в нашем доме. Когда мне исполнилось 50 лет, я махнул рукой на эту затею и сказал себе: 'Смирись, твоей половинки просто нет на свете'. И вдруг: встретил Светлану. После окончания Санкт-Петербургской консерватории, она пришла работать в наш театр концертмейстером. Она мне сразу приглянулась, но пугала разница в возрасте - Свете тогда было 26, а выглядела она еще моложе, и то, что она была замужем. Я не хотел портить ей жизнь, но замечал, что девушка поглядывает в мою сторону и смущается, столкнувшись взглядом. Тогда я осмелился пригласить ее на премьеру в соседний театр. Первое свидание закончили в ресторанчике. А на следующее я решился только через полтора месяца. Но на этот раз я старался изо всех сил произвести на Свету впечатление: пел ей романсы, цитировал классиков, рассыпался остроумием: Через месяц Света развелась с мужем, а потом переехала ко мне. Через год мы расписались, и очень скоро у нас родился сын Глеб: 'У меня родился сын, почему-то он блондин'.
-
- Наверное, в маму?
-
- Да, на меня он внешне совсем не похож, зато по характеру - копия, такой же шебутной, любопытный, общительный. И уже заядлый театрал - легко может просидеть два часа на взрослом спектакле.
-
- Будущий артист?
-
- Если решит идти по этому пути, возражать не стану.
-
- А как старший сын принял молодую мачеху?
-
- У них разница всего три года, так что они большие друзья.
-
- В связи с работой, наверное, редко видите свое семейство? Не хотите совсем перебраться в Москву?
-
- А вы спросите у Владимира Владимировича Путина надо мне это или нет. Если у него есть ко мне яркие и веские предложения, к примеру: возглавить страну, или правительство, тогда я переберусь. А так я пока существую между двумя городами и никакого дискомфорта не испытываю - расстояние-то небольшое. Я родился и бОльшую часть жизни прожил в Ленинграде, Петербурге, и не вижу никакой нужды ломать свою жизнь. Москва замечательный город для работы, в Петербурге классно отдыхать! У меня такое ощущение, что Петербург стал для меня эдаким пригородом Москвы: я работаю в Москве, а на уик-энд и приезжаю в Петербург, и прекрасно провожу там время, потому что там меня ждут близкие и любимые люди: жена, сыновья, мама: да еще я играю спектакли в своем театре. Так что 'есть у нас еще дома дела'.
-
Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева
Ноябрь 2005

 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста