Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Борис Георгиевич Невзоров: Мыльный марафон продолжается
 
Поймать актера Бориса Невзорова оказалось непросто - он не сидит на месте: нескончаемые гастроли и съемки не оставляют артисту ни минуты свободного времени. Вот и на съемочную площадку сериала 'Даша Васильева-4' Борис Георгиевич примчался прямиком с Киевского поезда.

Очень хороший директор


- - Скажите, откуда у вас столько сил и энергии, чем поддерживаете бодрость духа и физическое здоровье, спортом?

- Ни на тренажерный зал, ни на бассейн, ни даже на обычную утреннюю зарядку у меня просто не хватает времени - моя жизнь очень насыщена разными событиями. Чтобы быть в форме для меня лучше поспать лишние полчаса.

- - В последние годы вы очень много снимаетесь в сериалах: 'Марш Турецкого', 'Леди Бомж', 'Каменская': Теперь вот 'Даша Васильева'. С чего начался этот 'мыльный марафон'?

- С роли директора школы в 'Простых истинах'. За время действия сюжета сменилось несколько поколений учеников, а мой директор оставался бессменным - видимо, работал хорошо. После показа сериала ко мне, как в старые добрые времена, стали приходить письма от школьников - ребята сожалеют, что у них нет такого директора.

- - Вам, наверное, приходилось сниматься сразу в нескольких картинах, не случалось такого, что встаете перед камерой и начинаете подавать реплики ни из того сценария?

- (смеется) Нет. И не потому, что у меня такая феноменальная память, просто очень часто я именно на площадке получаю сценарий на этот съемочный день - приходится ориентироваться на месте.

- - Ваши персонажи очень разных профессий, но все больше хорошие люди. В 'Даше Васильевой-4' ваш герой тоже положительный?

- Так уж повелось, что режиссеры видят во мне актера именно этого амплуа. Помню, как-то мы с Эммануилом Виторганом обсуждали эту тему - у него-то как раз почти все персонажи отрицательные. Я ему в шутку предложил в следующий раз поменяться ролями, чтобы помочь друг другу расширить свои творческие рамки.

- - Актеры старшего поколения довольно настороженно относятся к сериалам, считают их халтурой, низкопробным продуктом. Вы такого же мнения?

- Для себя я считаю невозможным, отказываться от съемок в сериалах и при этом сидеть без работы. Кто-то может себе это позволить, это его право. Я думаю, что от безделья можно быстро растерять свои актерские навыки, а здесь ты, наоборот, приобретаешь что-то новое, ведь до недавних пор сериал был незнакомым, особенно для моего поколения, жанром. Сегодня я вижу много качественных сериалов. Все дело в том, как относиться к своей работе, нахалтурить можно и в большом кино. Недобросовестность - это то, что меня всегда раздражало, не понимаю, как, например, можно прийти на съемочную площадку не вовремя, или в нетрезвом состоянии - ты же подводишь всех, ведь кино - это коллективный труд и ты, наверное, понимал это, когда мечтал стать артистом.

Зашел в театр и стал актером


- - А вы, сами, в каком возрасте стали мечтать об актерстве?

- С детства. Несмотря на то, что ни мои родители, ни мое окружение никакого отношения к театру не имели, я где-то умудрился подцепить этот актерский вирус. Помню, в первом классе нас повели в ТЮЗ на спектакль 'Кот в сапогах' - я запомнил его от начала до конца: все диалоги, все песни и все действия. Потом мы с ребятами сами разыгрывали этот спектакль: ставили во дворе некое подобие сцены, светили настольными лампами вместо прожекторов, таскали из дома какие-то вещи для костюмов и устраивали представление перед зрителями. Позже занимался в школе художественной самодеятельностью, мы ставили какие-то пьесы.

- - А вы откуда родом?

- Из Астрахани. У нас в семье детей было много - пятеро, я самый младший. Голод был страшный, я вареную колбасу только в Москве и попробовал. Зато было вдоволь арбузов, помидоров, огурцов. Да еще воблы. Я очень увлекался парусным спортом - едва сходил лед, мы уже выходили на своих суденышках на Волгу: Потом, когда я снимался в 'России молодой' этот опыт мне очень пригодился - четко знал что и как делать, какая деталь как называется и для чего служит.

- - Романтика паруса не пересилила театральную 'заразу'?

- Все решил случай. К окончанию школы мое увлечение театром утихло. Я вообще-то собирался поступать в мединститут, даже направился туда сдавать экзамен. А шел мимо ТЮЗа, подумал: 'Зайду-ка'. И тут, видимо было угодно судьбе - наткнулся на главного режиссера, тот спрашивает: 'Тебе чего?'. А я вдруг, неожиданно для себя отвечаю: 'Я хочу у вас работать. Можно меня кто-нибудь послушает?' 'Пойдем', - говорит. Завел меня в комнату, я прочитал стихотворение, он с интересом прослушал: 'Хорошо, будешь у нас работать артистом вспомогательного состава, ты зачислен, приходи завтра на репетицию'. Вот так, сразу, без специального образования я начал играть всяких медведей, зайцев и даже Деда Мороза. Отработал сезон, и режиссер посоветовал мне ехать в Москву, поступать в театральный. Так все и началось.

- - Поступили с первого раза?

- Да я сдал экзамены в Щепкинское училище. Отучился там три года и:ушел.

- - Как же так? Из-за чего? Наверняка из-за женщины?

- В общем-то да: Я женился. С Мариной мы познакомились, когда мне было 19, а ей 16 лет. Это была такая романтическая любовь! Такие страсти! Я был болен: видел то, чего не было, и совершенно не замечал очевидное. А потом я выздоровел и прозрел. И случился полный крах иллюзий: и личных и профессиональных - мои провинциальные идеалы никак не хотели мириться со столичной действительностью. Я бросил училище, год работал дворником. Потом очухался и поступил в школу-студию МХАТ, опять на первый курс, встретил новую любовь:

- - С Мариной вы расстались - мы правильно поняли?

- Ох, за десять лет мы три раза официально сходились и официально расходились, сына нажили: Но вот недавно как-то встретились - и ничего, чужие люди.


Следствие продолжается


- - 'Новая любовь' тоже имела официальное продолжение?

- Да, это моя вторая жена Настя Иванова:


*** Актриса Анастасия Иванова погибла от рук убийцы, оставив Борису Георгиевичу маленькую дочку. Об этих трагических событиях нам рассказал друг Невзорова, актер Сергей Варчук: 'С Борисом и Настей меня очень многое связывает - несколько раз я играл в кино младшего брата Бориса. А с Настей я снимался в своей дебютной картине 'Не могу сказать: 'Прощай'. Во время съемок ее роман с Борисом только начинался. Картина заканчивается тем, что Настя подходит ко мне и говорит: 'У нас будет маленький': А через полтора года она родила дочку. Когда мне об этом сообщил Борис, я еще пошутил: 'Долго носила'. Боря был очень счастлив. А потом случилась эта беда. У Насти не все складывалось с работой: ей предложили главную роль в картине, а режиссер хотел снимать свою актрису, и для этого сговорился с оператором, чтобы тот плохо снимал Настю. С середины картины ее отстраняют от роли. Это большой удар для актрисы, и она совсем перестает сниматься. Тогда Борис, чтобы поддержать жену, вернуть ей уверенность в себе, приступает к съемкам картины 'У попа была собака' в качестве режиссера, и уговаривает Настю в ней сняться. В это время ее убивают в собственной квартире. История загадочная, есть подозреваемый, но его не могут поймать, чтобы проверить версию, следствие до сих пор не закрыто. Дело в том, что этого человека Настя впустила в дом сама, значит, она ему доверяла, не было никаких следов борьбы. Насте звонила мама, и никакой тревоги в голосе не заметила, хотя вероятно, что убийца уже был в доме, потому что между этим звонком и приходом Бориса домой, было всего полчаса - в эти полчаса и произошла трагедия. Что там случилось - навсегда осталось тайной. К счастью, дочка в это время была у мамы в Адлере. Настя удивительный человек, светлый, отзывчивый... Борис был в отчаянии, что не пришел домой чуть раньше. Но тогда могли убить и его:'


Портретное сходство


- - Многие актеры еще во время обучения начинают работать профессионально - или на сцене театра, или снимаются в кино. Как у вас складывалась карьера?

- На базе нашего курса Школы-студии МХАТ был организован Новый театр. И в это же время началась моя киношная жизнь. Узнавать меня стали после исполнения роли кормщика Ивана Рябова в картине 'Россия молодая'. По праву я могу считать эту работу моей большой удачей. Потом был фильм 'Говорит Москва', за который я получил Госпремию, потом 'Люди на болотах'.

- - А фильмы, о которых не хотелось бы вспоминать, были?

- Да, практически в самом начале моей кино-карьеры я лопухнулся - снялся в телефильме 'Дорога', очень неудачное кино, эдакий гротескный соцреализм. Чуть себе все будущее не испортил - меня потом два года вообще никуда сниматься не звали, мир кино - очень тесный, все друг друга знают, твои удачи и провалы у всех на виду и надолго запоминаются. Из этого вакуума меня вывел случай - на Одесской киностудии для роли Блюхера в картину 'Маршал революции' искали актера, я оказался внешне на него похожим. А потом так же благодаря внешнему сходству сыграл конструктора танка Т-34 Кошкина.


- - Как вам везет на погоны - ваши военнослужащие герои все больше в чинах. А вам самому довелось в армии служить?

- Я служил так же, как и большинство представителей актерской профессии в театре Советской Армии. Такая служба практически ничем не отличается от работы молодого артиста - выходил на сцену в массовках, на замену, даже пару ролей за время службы сыграл. Да еще по хозяйственной части помогал - что-то перенести, установить, упаковать. Только в отличие от артистов, солдаты-срочники за эту работу не получают зарплату.

Старая любовь не ржавеет


- - Раз уж мы опять заговорили о юности, вы помните свою первую любовь?

- Ну а как же, я буду помнить ее всю жизнь - это были совершенно чистые, платонические чувства, переживания, взгляды, вздохи - и ничего больше. А случилось это в первом классе: Недавно я ездил в Астрахань и встретил ее, обрадовались друг другу, пообщались: я ей рассказал о своих детских переживаниях. Оказалось, что и я ей тоже нравился.

- - Создается впечатление, что вас все-время в жизни сопровождает любовь. Кто вам дарит это чувство сегодня?

- Моя Аллочка - актриса Алла Панова, - она моя первая институтская любовь, еще с Щепкинского училища. Потом мы расстались, потом я ушел во МХАТ, потом произошло много разных хороших и плохих событий. У каждого была своя жизнь. И вдруг, спустя 23 года мы вновь встретились, совершенно случайно. И такой похожей оказалась наша судьба - я был вдовцом с дочкой, Алла вдовой сыном: Сразу как-то все вспомнилось, проснулись забытые чувства. Видимо, Богу была угодна эта встреча. Сейчас мы все вместе, наши дети учатся: Полина в мединституте, Антон на программиста.

- - Каково живется двум актерам под одной крышей?

- Не сла-а-адко! Шучу. Одно время было нелегко чисто в материальном плане. Кино почти не снимали, а зарплата в театре, наверное, знаете какая.


- - Да, ровно в половину от зарплаты оператора уборочной машины в метро - нам рассказывал ваш коллега по съемочной группе 'Даши Васильевой 4' Владимир Стержаков.

- Вот именно. Но сейчас все хорошо. Алла, слава Богу, от актерской профессии отошла, работает заместителем директора в 'Новой опере'. Я абсолютно одобряю ее решение, женщине-актрисе с возрастом гораздо труднее, чем мужчине держаться в обойме. Поэтому, я считаю, надо иметь достаточно мужества, чтобы принять такое решение и заняться чем-то другим.

- - А ваши дети не пытались поступать в театральный?

- Полина в какой-то момент начала строить такие планы. Я ее уговаривал, просто молил: 'Не надо, дочка, артистка - это не профессия. Сегодня важно иметь надежную почву под ногами'. Слава Богу, послушалась. Видите, как опять все повернулось: я не дошел до медицинского института, а Полинке это удалось - исправляет мои ошибки.

Герой нашего времени


- - Хотите сказать, что жалеете о своем выборе?

- Нет, конечно, мне грех гневить Бога, в профессиональном смысле мне повезло. Но актерский мир не самый честный, в нем много зависти, ревности, сплетен, перемывания друг другу косточек. Сколько трагедий и разрушенных судеб в этом мире. Каждый год театральные ВУЗы выпускают новых артистов - только единицы из них добиваются успеха. Мужики спиваются, девушкам немного легче - выходят замуж, занимаются семьей. Сейчас у меня свой курс в ГИТИСе, я смотрю на этих ребят, которые рвутся в артисты, и мне их жалко, среди них много способных, есть талантливые - но улыбнется ли им удача: Сегодня профессию актера уже, увы, нельзя назвать престижной.

- - Но вы-то застали и другие времена. Наверное, испытали на себе восторг публики, любовь поклонниц? Популярность для вас - приятная награда или тягостная обязанность?

- Это следствие моей профессии и отношусь я к ней совершенно спокойно. Знаете, иногда мне бывает смешно - какая-нибудь молоденькая журналисточка из областного городка спрашивает: 'Расскажите о своей судьбе, мы напишем про вас в рубрику 'Герой нашего времени', чтобы новое поколение могло брать с вас пример'. Ну, зачем? Героев надо искать среди представителей других профессий: врачей, военных, учителей - да мало ли среди простых людей героев? Какой я пример? С артистов вообще не стоит брать пример, артист и его персонаж - совсем не одно и то же. Я играю не себя, а некий идеал, который представляю. Именно этот идеал нравится публике, именно в него влюбляются женщины. Мне иногда говорят близкие люди: 'Если бы твои поклонники знали, какой ты на самом деле, они бы тобой не восторгались'.

- - Женщины-поклонницы в любви признаются?

- Да. Пишут письма. После 'России молодой' письма приходили мешками. Обычно, мои поклонницы - либо молодые, восторженные девушки, либо женщины пожившие, с нелегкой судьбой, неустроенной личной жизнью. Такие чаще просят писать им 'до востребования'. Наверное, чтобы муж не узнал.

- - Когда-нибудь отвечали на письма?

- Нет, никогда. Во-первых, я вообще не люблю писать письма. А потом, такая переписка требует от тебя определенной ответственности: затраты эмоций и времени, которых у меня просто нет. Да и зачем? - допустим, я напишу раз, дам какую-то надежду: Что дальше? Дальше она будет ждать моих писем, а я в работе и делах про нее забуду - для женщины еще одно расстройство и разочарование. Нет-нет, я читаю письма, я очень благодарен всем моим поклонникам, мне приятно их внимание и любовь, но я могу ответить только всем сразу - со сцены, с экрана, или через газету: 'Спасибо'.

- - Как ваша супруга относится к подобному вниманию женщин, и их проявлениям любви?

- Она же разумный человек. Как можно к этому относиться? - Конечно, спокойно. Она знает, что я человек верный своей семье, я уже взрослый, многое в жизни испытал, знаю, как больно переживать предательство, поэтому своих близких от этой боли стараюсь защитить.

Домовитый


- - Зная о вашей занятости, спрашивать о хобби, увлечениях и любимом виде досуга как-то нелепо. И все-таки, наверное, хоть иногда случается свободное время, как вы его проводите?

- Сплю. Но это днем, потому что я сова по натуре, ночью люблю почитать, посидеть за компьютером. Люблю готовить - это здорово снимает стресс. Я знаю один секрет: никогда нельзя отходить от блюда, которое готовишь, надо все время быть рядом с ним и 'ласкать' его своей энергетикой, как женщину. Стоит на миг отвлечься - и оно выйдет невкусным. Я готовлю из всего, что оказывается под рукой, даже если эти вещи кажутся несовместимыми - и получается что-то неожиданное и вкусное. Я вообще мясоед, самое мое любимое блюдо - шашлык. Это даже не просто еда, а ритуал, когда на даче собирается компания и готовит шашлычок. А потом на свежем воздухе эта вкуснятина съедается. Вообще на даче и сон более здоровый, хватает трех часов, чтобы выспаться, и остается еще время заняться строительством - мне нравится заниматься мужской работой. Я и дома ремонт делал своими руками.

- - С кистью и мастерком, или с плеткой, подгоняя рабочих?

- Когда мы купили квартиру в районе Патриарших прудов, там даже стен нормальных не было - площадь распродавалась очень дешево и требовала капитального ремонта - во всем доме меняли коммуникации, перекрытия. А вот обустройством собственной квартиры я решил заняться самостоятельно. Я подумал: 'Артисты моего уровня нанимают рабочих, за то время, пока я выравниваю одну стену, я могу заработать денег, чтобы отремонтировать целую комнату'. Но когда я вижу, как эти рабочие все делают, хочется оторвать им руки и вставить совсем в другое место. Поэтому делаю все сам, и даже лучше, чем они. Теперь в нашем доме - мой собственный дизайн, планировка и даже некоторые предметы интерьера сделаны моими руками, и еще действующий камин - моя гордость.

- - Упреки в адрес пресловутого, не забитого гвоздя к вам не подходят. А типично мужские увлечения и пристрастия у вас есть?

- Вы имеете в виду выпивку? Мне кажется, нет такого русского мужика, который бы не любил выпить - главное знать меру и место. Когда это праздничное застолье - я с удовольствием. Расскажу, как я пытался пробудить в себе интерес к азартным играм: мы с друзьями в Лас-Вегасе целую ночь ходили по казино с огромной кучей жетонов, я все ждал: когда же появится азарт. Нет, не появился. У меня есть большая коллекция часов: дарят друзья, сам покупаю из разных стран - это мужское пристрастие?

- - Если часы мужские.

- Хорошо. Я купил профессиональную кинокамеру, пытаюсь снимать документальное кино, мечтаю снять фильм о нашей провинции - для души, не коммерческий.

- - А это увлечение творческое.

- Мощная спортивная машина. Вот здесь вы не поспорите, это уж точно чисто мужское дело: управлять такое машиной. Как ни странно, я тал гораздо спокойнее и осторожнее ездить, легко могу кого-нибудь пропустить вперед, уступить дорогу - я ведь понимаю, какая у меня сила под капотом, что вот этот 'Жигуленок' который из последних сил пытается меня обогнать, в мгновение останется позади, если я лишь слегка нажму на педаль газа.

- - Однако, какое ребячество!

- (смеется) Вот мне и друзья частенько говорят: 'Все бегаешь? Посмотри в паспорт. Пора быть солиднее'. А мне кажется, я только сейчас вкус жизни почувствовал, что-то начал понимать в себе и в окружающем мире. И так интересно жить, и столько всего хочется еще попробовать, столько планов и желаний!:

- - Это же замечательно.


Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
февраль 2005 год


Досье



- * Борис Георгиевич НЕВЗОРОВ родился 18 января 1950 года в станице Староминская Краснодарского края в семье ответственного партийного работника.
* Лауреат Государственной премии, заслуженный артист России.
* Лауреат театральной премии 'Актер конца ХХ века' за спектакль 'Мещанин-дворянин'.
* Некоторое время жил в Голливуде, снимался в Испании. Преподает в ГИТИСе.
* Хобби: собирать часы, читать, готовить, делать ремонт собственными руками, возиться с машиной, ездить с друзьями на Крещение в баню.
 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста