Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Виктория Толстоганова: Такая разная
 
Наверное это традиционно для отечественных актеров - сначала к ним приходят кинематографические премии и призы, а уж потом узнавание и любовь зрителей. Потому что популярность приносят съемки в телесериалах. В нарушение этой традиции Виктория Толстоганова пришла к нам из кино и лишь потом, 'засветилась' в сериале. Но в каком!

Походная жена


- - 'Московская сага' стала очередной сенсацией Первого канала. Но вряд ли это можно было предсказать в начале работы над картиной. Почему вы согласились сниматься?

- Не стоит путать сериалы и многосерийные фильмы, в таком проекте, как 'Московская сага' сниматься хочется, во-первых потому что в его основу положен очень хороший литературный материал. Да и люди, которые работали над фильмом все без исключения профессиональны и талантливы. Не могу сказать, что я была в восторге от роли, которую мне предложил режиссер Дмитрий Барщевский, долго пребывала в изумлении - ведь Тася по сценарию пышногрудая русская красавица, 'кровь с молоком', тихая, добрая, мягкая. Я на нее совсем не похожа. Но режиссер меня убедил, и я решила не зацикливаться на своих сомнениях, а когда начала работать над образом, очень увлеклась. Тася - походно-полевая жена генерала, это ее работа - скрашивать фронтовые будни высокого армейского чиновника, быть и подругой, и женой, и врачом, и психологом. Война списывает грехи, оставляя место искренним чувствам. У меня не большая роль, но мне кажется, что она получилась интересной.

- - Ваши героини очень непохожие, вы еще не определились с амплуа?

- Мне повезло - мне предлагают очень разные роли. Допустим, в 'Башмачнике' я очень красивая, в 'Магнитных бурях' я уже совсем другая - девушка из маленького городка, естественная, совсем не накрашенная, мне было очень трудно привыкнуть к тому, чтобы вставать в кадр вовсе без косметики, а потом самой понравилось. В картине 'На безымянной высоте', я женщина-снайпер, жесткая, некрасивая - но это тоже интересно. Так получилось, что первые несколько картин снимались одна за другой и режиссеры не видели меня в предыдущих работах - они просто не знали что от меня ждать, поэтому мне удалось показать себя всесторонне.

- - После выхода картины, пересматриваете свою работу, анализируете ошибки?

- Я не люблю смотреть свои фильмы, потому что исправить уже ничего нельзя. В любом случае, один раз я картину вижу, на премьере - а этого вполне достаточно, чтобы увидеть ошибки и сделать выводы. Единственный фильм, это 'Магнитные бури', его я смотрела несколько раз - потому что это моя самая любимая роль, и самый любимый фильм, я его смотрю, как обычный зритель, воспринимаю свою героиню отдельно от себя.

- - Вы закончили театральный ВУЗ, а работаете больше в кино - это случайность или намеренный выбор?


- Когда я поступала ГИТИС, думала только о театре, кино считала несерьезным, по окончании стала работать в театре и очень захотела сниматься в кино - я ходила на пробы чуть ли ни каждый день. Пробовалась в 'Страну глухих' Валерия Тодоровского на роль, которую потом сыграла Чулпан Хаматова, ужасно переживала, что взяли не меня. Сейчас, конечно, меня это уже не волнует, потому что прошло время, у меня много хороших проектов, работа с прекрасными режиссерами, с каждым из которых я бы с радостью поработала еще раз. Я действительно больше люблю работать в кино, чем в театре - здесь каждый раз импровизация, а в театре сплошное повторение. Театр меня легко отпустил, но это не значит, что я с ним простилась - сейчас репетирую Наташу в 'Трех сестрах' Чехова у английского режиссера Деклана Доннеллана.

Где кино, там и любовь


- - Решение стать актрисой имеет какую-то историю или стало результатом детской мечты?

- В детстве мне многое, что нравилось, но какой-то определенной мечты - стать продавцом мороженого, или водителем трамвая, или учителем - не было. С одиннадцати лет я играла в Театре юного москвича при Дворце пионеров, пропадала там все свободное время, поэтому, можно сказать, что у меня просто не было выбора кем стать. Самое удивительное, что у меня три младшие сестры, и ни одна из них не хочет быть актрисой.

- - Ваш муж Андрей Кузичев тоже актер. У вас студенческий брак?

- Можно так сказать. Мы познакомились во время учебы в ГИТИСе, не было никакой любви с первого взгляда, умопомрачения, озарения, все происходило незаметно и плавно переросло в некие отношения. Собственно, мы могли вообще не встретиться - Андрей пришел в ГИТИС, бросив пятый курс архитектурного института, друзья крутили у виска пальцем и называли его ненормальным. Но судьба распорядилась правильно, и великое счастье моей жизни свершилось. Поженились мы уже после окончания института, я совершенно не была готова к браку, просто подумалось: 'Надо же, как это интересно создавать свою собственную семью'.

- - Столкновения на почве быта не ослабили ваш интерес?

- Что вы, никаких столкновений не было, со временем я только еще больше убедилась, что замужество это самый значимый и верный поступок в моей жизни. Сложнее - это не быт, а разлуки, причем, уезжая на съемки я не так остро ощущаю грусть, чем, когда уезжает Андрей - здесь уж мне остается только ждать и скучать.

- - Длительные киноэкспедиции, а в вашем случае еще и съемки в довольно откровенных сценах - муж не ревнует?

- Я думаю, что он мне доверяет. Мне очень повезло: я замужем за человеком, с которым бы хотела прожить всю жизнь, у нас есть любовь, а где поселилось это чувство места для предательства и измен не остается. Я играю в фильмах про любовь, а значит обязательно есть любовные сцены. Меня не шокирует необходимость обнажаться - если это красиво снято, если оправдано сюжетом, а не является самоцелью. Обычно мы с Андреем обсуждаем наши роли, советуемся, помогаем друг другу. Нам легко понять друг друга, занимаясь одной профессией, тем более, что мы учились у одного педагога.

- - Вместе с мужем приходилось работать?

- Да, мы вместе и в спектаклях играли, и в кино. Сейчас заканчиваем работу в картине 'Старлей, Победа и весна' - история старлея, приехавшего из горячей точки в Москву на три дня, чтобы забрать группу новобранцев и: найти себе жену. Он встречает мою героиню, девушку легкого поведения, выручает ее из трудной ситуации и проводит с ней эти три дня отпуска. Потом уезжает на войну и погибает. А моя героиня остается с любовью в душе и с ребенком под сердцем. Вот такая грустная история - человек уходит из жизни, но остается его продолжение, его сын. Сначала я почему-то решила, что совместная работа с мужем это невероятно тяжело: я все время проявляла о нем заботу, переживала успел ли он поесть. А потом взглянула на это с другой стороны: это же так здорово все время быть рядом и помогать друг другу, не надо расставаться и скучать. Сразу переживания и волнения отошли на второй план.

- - В актерском дуэте никто 'не тянет одеяло' на себя?

- Нет мы друг на друга тянем.

- - Ну а конкуренция, наверное, существует?

- Нет, конечно. У него ведь тоже актерская судьба складывается успешно - и в театре, и в кино. Я переживаю за его успехи, а он за мои.

- - Многие женщины-актрисы не воспринимают своих коллег-мужчин, как спутников жизни, говорят, что профессия лишает их мужественности.

- Доля правды в этом есть: желание нравиться - это женская черта. Меня раздражает, когда мужчина смотрит в зеркало и думает, хорошо ли уложены волосы и ровно ли лег грим. Кстати, такие мужчины встречаются не только среди актеров. И наоборот, масса примеров настоящих мужчин в нашей профессии. Думаю, я не вышла бы замуж за Андрея, если бы не видела в нем настоящего мужчину.

- - Сложный выбор для женщины-актрисы: успешная карьера или дети. Вы уже задумывались над этим вопросом?

- У нас обязательно будут дети, материнство для женщины самое важное. Меня совершенно не волнует как это отразится на карьере, единственное, что мне хотелось бы, чтобы мои дети гордились мной, а для этого надо еще очень многое сделать.

Резать по живому


- - На что-нибудь кроме работы остается время? Как предпочитаете отдыхать?

- К счастью, на общение с друзьями время нахожу. А отдыхать получается только зимой. Летом много работы. Допустим, в этом году сначала мы с Андреем были в Москве, снимались в фильме 'Старлей, Победа, Весна', потом поехали на Селигер, репетировать 'Три сестры', потом я уехала на Валдай сниматься у Егора Кончаловского - места курортные, но отдыхать было некогда. Теперь, зимой, собираемся куда-нибудь в теплые края, наверное, это будет Куба. Мы с Андреем любим путешествовать, в каждой стране открывается совершенно новый мир, в котором очень хочется остаться. Но мы возвращаемся в Москву и я понимаю, что это мой город.

- - Вас узнают на улице? Как проявляют себя поклонники?

- Я в жизни совсем не такая, как на экране, вы можете прийти ко мне на премьеру, посмотреть фильм или спектакль, а потом встретить меня на улице и не узнать. На самом деле, мне все равно узнают меня или нет, но мне было бы не приятно, если бы незнакомый человек где-нибудь в магазине тыкал в меня пальцем или хватал за руку. Популярность - это хорошо, когда она уровня Н.С.Михалкова. До этого мне еще далеко, а пока мне гораздо важнее хорошие, большие роли. А насчет поклонников - хочу рассказать об одном приятном человеке, который приезжает на мои спектакли из Питера, привозит целый ворох моих фотографий из журналов и просит на всех расписаться, при чем не только для себя, но и для своих друзей. Это приятно.

- - Вы говорили, что любите тюльпаны, как вы считаете, вы сама на какой цветок похожи?

- Не с самым приятным и красивым, уверяю вас, с какой-нибудь верблюжьей колючкой: или с дикой травой, да, потому что я комфортная для людей, со мной легко, спокойно, уютно.

- - Вы помните свой первый гонорар и на что вы его потратили?

- Конечно. Это был фильм 'Башмачник', мне заплатили очень хороший гонорар, и я купила свою первую машину - девятку.

- - Значит, машину водите. Правила нарушаете?

- Стараюсь не нарушать, но я быстрый водитель, поэтому иногда превышаю скорость. А вот пробки меня не раздражают, могу стоять часами и не дергаться - все-таки я московский человек.

- - Если оглянуться на свою жизнь и представить, что вы не стали актрисой - чем бы вы занимались?

- Это было бы очень плохо, я не знаю, чем могла бы заниматься, в детстве я ни о чем другом не мечтала. Сегодня я бы хотела быть врачом, хирургом, резать по живомуJ, у меня много друзей-врачей. Но это очень серьезная профессия, в тридцать лет ею поздно овладевать. Я думаю, что я обязательно получу второе образование, но оно будет относиться к искусству, такое желание во мне зреет, но это произойдет не завтра, поэтому и говорить об этом рано.


Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
cентябрь 2004 год


Виктория Толстоганова:

Родилась 24 марта 1972 года в Москве. В 1996 году закончила ГИТИС (мастерская Л.Е. Хейфица). Актриса московского театра имени К.С.Станиславского, играет в ряде спектаклей - 'Мы начинаем новую жизнь, или Полонез Огинского' (И.Хейфиц), 'Маскарад' (Виктор Шамиров), 'Хлестаков' и 'Двенадцатая ночь' (Владимир Мирзоев). Кроме того, она с успехом играет в постановках 'Пластилин', 'Шопинг & Факинг' (Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина), 'Борис Годунов' (проект Деклана Доннелана). Работает в театре им. К.С. Станиславского. В кино Виктория Толстоганова дебютировала в 1997 году, в короткометражной ленте Р.Хруща 'Дневная обязанность'.

Фильмография:

2002 г.: 'Раскаленная суббота' (режиссер-постановщик Александр Митта)
2002 г.: 'Дневник камикадзе' (режиссер-постановщик Дмитрий Месхиев)
2002 г.: 'Гололед' (режиссер-постановщик Михаил Брашинский)
2002 г.: 'Башмачник' (режиссер-постановщик Владимир Зайкин)
2002 г.: 'Антикиллер' (режиссер-постановщик Егор Кончаловский)
2003 г.: 'Магнитные бури' (режиссер-постановщик Вадим Абдрашитов)
2004 г.: 'На безымянной высоте' (телевизионный фильм, режиссер-постановщик Вячеслав Никифоров)
2004 г.: 'Московская сага' (режиссер-постановщик Дмитрий Барщевский, в производстве)
2004 г.: 'Побег' (режиссер-постановщик Егор Кончаловский)
 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста