Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Олеся Железняк комплексами по поводу внешности не страдает
 
Чтобы поднять себе настроение, посмотрите фильм или спектакль с участием Олеси Железняк. Ну, а если вам повезет пообщаться с этой актрисой, будьте уверены – вас ждет фейерверк эмоций и буйство веселья.

Девушка немного странная


-- Наши коллеги уже успели вас окрестить «королевой комедии». Это осмысленный выбор амплуа, или, говоря современным сленгом – «так фишка легла»?

- В душе я себя вижу глубоко драматической актрисой и, конечно, хотела бы играть Чехова, Гоголя, Достоевского. Но это вИдение, наверное, только в моей душе, и драматические роли приходят ко мне лишь во сне. Наяву же мне достаются сплошные комедии. Видимо, внешность у меня такая, лицо и фигура – не настраивают на серьезный лад.

-- Но, может быть были какие-то неожиданные предложения, допустим, сыграть Анну Каренину или Татьяну Ларину?

- Да-да-да, я пробовалась на роль в фильме про Александра Пушкина: всю ночь готовилась, убеждала себя: «Я – Татьяна!». Пришла на пробы, меня посадили под портрет Татьяны Лариной… И я уже решила для себя, что это хороший знак. Режиссер посмотрел на меня и со вздохом произнес: «Понимаете, девушка, нам нужна такая героиня, чтобы от ее красоты можно было голову потерять. А вы… извините». Я сначала не поняла, а потом вскочила и стала ему руки жать, мол: «Ничего-ничего, не волнуйтесь». На самом деле, я жду такие, неожиданные предложения, но мне обычно сразу сообщают: «Понимаете, у нас есть такая роль: девушка немного странная, экзальтированная…». «Да, - отвечаю, - это очень интересно, а главное – ново для меня, я никогда ничего подобного не играла и удивляюсь, почему вы мне это предложили».

-- Не обидно, ведь каждая женщина видит себя если не роковой, то романтичной, а тут сразу – «странная»?

- У меня нет комплекса по поводу моей внешности: я не считаю себя красавицей, и не думаю, что какая-то там особенная… Честно говоря, я об этом вообще не думаю, на свете есть гораздо более важные и интересные вещи, чем погоня за красотой. Я совершенно спокойно отношусь к тому, что есть миллионы девушек красивее меня. Конечно, я понимаю, что я – актриса, и внешность – часть моей профессии, но бросать на нее все свои силы – это не по мне. И потом… жизнь идет, мы меняемся, когда-нибудь наступит старость, и надо находить в себе что-то еще, помимо внешности, развивать свой внутренний мир. Потому что, как бы ты не старалась убежать от времени, сколько бы средств в это не вкладывала, оно все равно тебя догонит.

-- Часто юные девушки, влюбляясь, стараются подправить свой образ. Никогда не хотелось измениться ради мальчика?

- Было однажды, но ни к чему путному не привело: что бы я ни делала в угоду ему, он все равно не оценил. Это была первая, безнадежная любовь, и мы все равно расстались, и я тогда подумала: «Вот стану артисткой, он будит жалеть и мучиться, что меня потерял». С тех пор прошло много времени все это кажется смешным, сегодня для меня важно, что меня любит мой муж.

Пирожки и тортики не портят фигуру


-- Сейчас вас можно видеть в ситкоме канала СТС «Моя прекрасная няня». Вы ведь далеко не с первой серии снимаетесь – как вы туда попали?

- Случайно. Когда-то я репетировала спектакль с режиссером Лешей Кирющенко(?), но я родила ребенка, и спектакль вышел с другой актрисой. А потом он меня позвал на «Няню…», но у меня все не было времени, к тому же я не видела ни одной серии и вообще не имела представления, что это за сериал. Три месяца он звонил, настаивал, и я подумала, что будет странно так упорно отказываться, когда меня так настойчиво зовут, и согласилась. Когда читала сценарий, нашла в нем довольно хороший юмор. Да, я играю дуру, но мою Галю уже успели полюбить дети и старики – они такие искренние и это приятно! Когда летом жила на даче, соседи прибегали за автографами: для себя, для подружки, для бабушки.

-- Помимо сериала, вы еще работаете в Ленкоме, играете в антрепризах – хватает времени на все?

- Я здесь занята гораздо меньше, чем главные герои Насти Заворотнюк, Ольги Прокофьевой, Бориса Смолкина, поэтому остается время и для других проектов, я рада, что мне не пришлось ни от чего отказываться.

-- Если вам предложат главную роль в одном из следующих ситкомов Компании АМЕДИА, вы согласитесь?

- Это будет страшное искушение, мне будет сложно отказаться. Но я не знаю, смогла бы я на такой длительный период посвятить себя только этой работе, ведь помимо театра у меня еще маленький сын, ему всего два с половиной года и он очень скучает, когда подолгу меня не видит. Вот, я снимаюсь несколько дней подряд, прихожу домой, гляжу на него, спящего, и у меня сердце разрывается. И еще больше, когда он утром смотрит на меня с надеждой и спрашивает: «Ты никуда не уйдешь, мамочка, ты будешь целый день со мной?». Но я снова убегаю, а Савелий остается с бабушкой или с папой.

-- Ваш муж не высказывает недовольства по поводу вашей, такой «не удобной» профессии?

- Он тоже артист, Спартак Сумченко, работает в театре Е.Вахтангова, в кино снимается.

-- Дайте угадаем: это студенческий брак?

- Вообще я не люблю говорить о личной жизни… Столько случаев, когда сначала рассказывают, а потом разводятся, что я боюсь сглазить. Но если коротко, то мы познакомились, когда поступали в театральные училища. Он хотел учиться в Гиттисе, а я в Щуке, в результате получилось с точностью до наоборот. Сначала Спартак не произвел на меня никакого впечатления, ну а я, наверное, запала ему в душу, потому что он ходил за мной целый год. На самом деле, в институте за мной ухаживали многие мальчики, я хоть и не героиня по амплуа, но мужчины считают меня привлекательной. Закончилось все тем, что Спартак побил одного из моих ухажеров, и эта новость мигом разлетелась по институту. Я стала центром всеобщей девичьей зависти, это было приятно и я, наконец-таки, обратила на будущего мужа внимание. И не пожалела. Прежде чем пожениться, мы встречались четыре года, ходили друг к другу на показы.

-- Говорят, два актера под одной крышей – это тяжело, и неизбежна профессиональная зависть, если один более успешен, чем другой. Тем более, если первая звездой становится жена.

- Ну что вы, какая я звезда? Мне до этого еще расти и расти, и может, никогда не дорасти. Звезды – это небожители, рядом с которыми постоять-то за счастье, а поговорить – дыхание перехватывает. Таких единицы и перечислять их нет необходимости, все и так знают. А я просто стараюсь быть хорошей актрисой. Поэтому, если говорить про то, кто из нас с мужем более успешен… Спартак очень талантливый актер, все так считают, у него много интересных работ, и в театре, и в кино – одна из последних в фильме «Мама не горюй-2». Но мы стараемся все производственные вопросы оставлять за порогом нашего дома, потому что не так уж много времени остается, чтобы просто побыть в семье.

-- Домашние обязанности как распределяете?

- Вы знаете, по своей сути я – домохозяйка: люблю ходить по магазинам, с удовольствием убираюсь, вожусь с нашим бульмастифом Бобом, хорошо готовлю – очень люблю делать такие блюда, с которыми нужно повозиться: борщ, плов, пирожки, тортики, мне нравится смешивать приправы – в этом есть какая-то магия. Правда, Спартак предпочитает самую простую кухню. А я обожаю все мучное и сладкое – к счастью, пока это на моей фигуре не отражается.

Проездом в лифте


-- А вы откуда родом?

- Я москвичка. Мне часто задают этот вопрос, потому что слышат в моей речи легкий акцент. Не знаю, откуда он у меня, может быть, какие-то украинские корни вылезают. Мои родители к искусству отношения не имеют – я из простой, рабочей семьи, папа рано умер, и маме приходилось много и тяжело работать - у меня же еще две старшие сестры, которые тоже далеки от театра. Правда старшая Люда, по диплому библиотекарь, именно благодаря ей я в детстве читала хорошие книжки, и именно она подтолкнула меня пойти заниматься в театральную студию на Арбате. Правда прозанималась я там недолго – через пару месяцев студия закрылась. Но я успела познакомиться с ребятами, увлеченными театром и заразиться от них этой любовью. Удивительно, но до восьмого класса я в театр вообще не ходила, мне это было не интересно, я увлекалась танцами – два года занималась в хореографической студии, но, повзрослев, поняла, что это не мое. Мама мечтала, чтобы я поступила в Плехановский институт, я не возражала: занималась с педагогами и даже сходила на экзамен по математике, но так и не узнала, сдала его или нет, потому что вдруг решила поступать в театральный. В первый год провалилась, но меня зачислили в ГИТИС вольной слушательницей, я походила на лекции месяц и… укатила на гастроли в Японию – танцевать в кордебалете цирка. Это было настоящее счастье – я с детства смотрю программу «Клуб кинопутешествий» и, наверное, если бы у меня была такая возможность – объездила бы весь мир. По возвращении в Москву поступила в ГИТИС на курс к Марку Захарову.

-- Вы ведь играете в Ленкоме – это большая удача! Такой модный театр!

- Еще на четвертом курсе я играла в спектакле Ленкома маленькую роль. Как-то мы ехали в лифте с Марком Захаровым, и он меня спрашивает: «Вы уже сфотографировались для фойе театра?». Я даже сразу не поняла, что это было такое своеобразное сообщение о зачислении в труппу. Потом уже ко мне подошли из режиссерского управления, чтобы оформить необходимые документы.

-- На главную роль в картину «Ландыш серебристый» тоже попали «проездом в лифте»?

- Получилось случайно. Художник по костюмам нашего театра работала на картине, и когда от этой роли отказалась Чулпан Хаматова, посоветовала режиссеру попробовать меня.

-- Основная публика вас узнала именно, как Зою Мисочкину. Очень яркий образ - не боитесь, что он теперь вас будет долго преследовать?

- Был период, когда я с ужасом думала, что это моя роль навсегда, мне звонили и в сотый раз говорили: «Вот знаешь, снова посмотрела «Ландыш», и поняла, что с годами ты мне в этом фильме нравишься все больше и больше». На что я отвечала: «Да, видимо, я играть стала лучше, а пройдет еще лет двадцать, знаешь, каких высот я добьюсь в этой роли». К счастью, сейчас меня уже узнают, как Галю.

Не проспать спекталь


-- А помните, как вас в первый раз узнали в общественном месте?

- В принципе – это не мое, я не разглядываю окружающих, чтобы заметить, смотрят они на меня или нет, я не прячусь, не избегаю людей, просто вхожу в метро и читаю книжку или журнал. Пожалуй, я запомнила девочку, лет двенадцати: вижу, она на меня смотрит, волнуется, то покраснеет, то глаза опустит – я понимаю, что она меня узнала, что у нее в душе происходит какая-то жизнь. Мы проехали одну остановку и вместе сошли на перрон. Она набралась смелости и спросила: «Это вы?». «Я!». Мне стало так приятно, я рассказала ей, что работаю здесь рядом в театре, пригласила на спектакль. Такая трогательная была встреча. На самом деле моя узнаваемость не стала для меня каким-то тяжким бременем – поклонники приходят на спектакли, дарят цветы, пишут теплые письма.

-- Но, может быть, в магазине скидки делают или пропускают без очереди в сберкассе?

- Куда там! От как-то пришли мастера чинить холодильник – два молоденьких парня, прямо с порога спрашивают: «Вы в кино не снимались, что-то лицо у вас знакомое?». «Ага, - говорю, - снимаюсь». И что-то мне так стало неудобно, я подумала, что сейчас опять начнут расспрашивать о съемках. Я извинилась и ушла в комнату. А когда прощались, они мне рассказали, как чинили холодильник у одного известного в прошлом певца, так он их замучил рассказами о собственном творчестве, показывал записи тридцатилетней давности и никак не хотел отпускать. Я тогда подумала: «Вот пройдет время, а я и не замечу, как начну себя странно и навязчиво вести».

-- Наверное, это самое страшное для актера – пройти через славу и быть забытым к старости. А у вас есть свои актерские страхи?

- Мне иногда снятся страшные актерские сны, как будто я иду по Цветному Бульвару и вдруг слышу третий звонок, приглашающий на спектакль, в котором я играю. Я понимаю, что за пять минут до театра я даже на вертолете не доберусь, начинаю быстро бежать, а ноги ватные… я просыпаюсь в холодном поту от ужаса. Еще мне снилось, что выхожу на сцену в историческом спектакле – все вокруг в костюмах, а я без. А еще, что прямо во время спектакля Марк Анатольевич говорит в рупор: «Железняк, вон из театра»….

-- Ужас! Вы, наверное, в приметы верите?

- Нет, я не хочу в них верить, потому что если об этом не думать, то ничего плохого и не произойдет. Так что никакая стая черных кошек не заставит меня свернуть в сторону, если я иду в театр, потому что опоздание на спектакль страшнее любой самой ужасной приметы.


К теме: А я – прикольная!


Оставив другим, обусловленное природой женщине стремление нравиться, эти актрисы сделали ставку на юмор, естественность и задор. И не проиграли:

Фаина Раневская


В течение нескольких десятков лет, начиная с 1930-х годов, одной из самых популярных актрис театра и кино была Фаина Раневская. Ее высказывания растащили на афоризмы и анекдоты, о чувстве юмора и таланте этой актрисы и сегодня ходят легенды. Но мало кто знает, что в юности Фаину не принимали ни в одну театральную школу из-за того, что она была неуклюжа и некрасива. «Как жаль, что я некрасива!» - эта мысль проходит по всем заметкам актрисы. Между тем, в самом первом контракте с театральной труппой ее амплуа называлось «героиня-кокетт». Вероятно, невероятное обаяние этой женщины заключалось в ее умении относиться ко всему с юмором – ведь наибольшую популярность ей принесли именно комедийные образы. Вспомнить хотя бы роль Фаины Георгиевны в фильме «Подкидыш» и непревзойденно-популярную фразу «Муля, не нервируй меня», - которую повторяла вся страна. Кстати, эту и множество других хлестких фраз для своей роли придумала сама Раневская, а потом сама же страдала от нее: при виде актрисы мальчишки на улице начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!». Однажды, уже в 70-х годах, когда Фаине Георгиевне вручали в Кремле очередную награду, Леонид Ильич Брежнев воскликнул: «Ой, Муля, не нервируй меня!». Актриса вздрогнула, погрозила генсеку пальцем и сказала: «Так меня называют только хулиганы». Брежнев страшно смутился и тихо ответил: «Извините, просто я вас очень люблю».

Настоящее имя актрисы Фани Фельдман, она родилась в 1896 году в Таганроге, в семье крупного нефтепромышленника. После революции ее семья эмигрировала, и девушка осталась одна. Она была одинока всю жизнь – у нее не было детей и она никогда не выходила замуж: «Моя внешность испортила мне личную жизнь», - не раз повторяла Раневская. И тут же успокаивала себя: «Семья - это очень серьезно, семья человеку заменяет всё. Поэтому, прежде чем завести семью, необходимо как следует подумать, что для вас важнее: всё или семья». Раневская выбрала театр и служила ему до конца своей жизни. В последний раз она вышла на сцену в возрасте 86 лет, а потом, заявив: «Мне надоела симулировать здоровье», - ушла из театра, через год, 19 июля 1984 года Раневская умерла.

Надежда Румянцева


Эта «пигалица», Надежда Румянцева ворвалась в кинематограф в начале 50-х годов и, обладая необыкновенным солнечным талантом, сразу же стала самой известной комедийной актрисой. Свою творческую биографию актриса начинала в Центральном детском театре – она сама выбрала эту сцену, просто потому что была очень мала ростом – всего метр пятьдесят один. Даже взрослую ее всегда принимали за подростка, а в 17 лет она выглядела почти ребенком. Поэтому МХАТ с его мэтрами и Вахтанговское училище с красивыми, стройными, высокими девушками, стремящимися играть принцессу Турандот, абитуриенткой были отметены сразу. Вот детский театр: мышки-нарушки, да теремы-теремки – это в самый раз. С выбором Надежда не ошиблась – в ЦДТ в нее просто вцепились. «Мне было уже 20 лет, а я играла десятилетних девочек. В кино моими партнерами были шестилетние мальчики, они обращались со мной, как со своей одногодкой – дергали за косы, били портфелями, - и мне приходилось с ними драться, чтобы они вдруг не поняли, что я уже взрослая». Она уже была сложившейся актрисой «травести», много работала на сцене ЦДТ и снялась в фильмах «Навстречу жизни» и «Алёша Птицын вырабатывает характер». Но талант актрисы оказался намного шире. Её удивительное обаяние, чувство юмора и неповторимая искренность раскрылись и по-настоящему прославили ее в комедийных лентах режиссера Юрия Чулюкина - «Неподдающиеся» и «Девчата», которые до сих пор пользуются зрительской любовью. Образ Тоси Кислицыной стал визитной карточкой актрисы. Критики назвали ее «Чаплином в юбке». Актриса продолжала активно сниматься: «Королева бензоколонки», «Женитьба Бальзаминова», «Крепкий орешек»… Казалось, новым эксцентричным героиням Румянцевой не будет конца. Но в конце 1960-х годов Надежды Васильевна уезжает за границу – ее мужа работавшего в Минвнешторге и дослужившегося до торгпреда отправляют на работу в Египет, а затем в Малайзию, и актриса, как верная жена следует за ним. Пятнадцать лет отсутствия отразились не лучшим образом на творческой карьере Румянцевой, и вернувшись на съемочную площадку в середине 70-х, актриса играла в основном эпизодические роли. Однако саму Надежду Ваильевну этот факт не сильно расстраивает, она любит повторять: «Все годы моего замужества, каждый день я слышу от мужа, что он в меня влюблен, поэтому мой главный долг - быть рядом с мужем. Я хорошо усвоила, кто у нас глава семьи».

Тем не менее, любимая актриса не забыта – она нередкий гость на телевидении, ее звонким голосом говорит добрая половина отечественных мультипликационных персонажей, да и начавшаяся с «Рабыни Изауры» сериаломания обеспечивает Румянцеву постоянной работой над дубляжом. Осенью прошлого года Надежда Румянцева отметила 75-летний юбилей, с чем была лично поздравлена В.В.Путиным, который отметил, что: «Секрет такого потрясающего успеха - в Вашей яркой актерской индивидуальности, искренности, огромном обаянии».

Лия Ахеджакова


Одно лишь упоминание имени Лии Ахеджаковой вызывает добрую улыбку у самых разных людей. Самой первой ролью Лии Ахеджаковой вопреки ожидаемой ею Офелии была роль… поросенка. Она уже училась в ГИТИСе. Актриса, игравшая в ТЮЗе Наф-Нафа, оказалась в положении, и Ахеджакову срочно ввели в спектакль – молодой девушке пришлось забыть о стеснительности и почувствовать себя клоуном – напялить короткие штанишки с хвостиком, смачно похрюкивать и бить копытцами. За шестнадцать лет Лия Меджидовна переиграла в ТЮЗе множество всяких заколдованных детишек и целый зоопарк мелких зверюшек и, неизвестно, как сложилась бы ее актерская судьба, если бы Анатолий Васильевич Эфрос не посоветовал ей попроситься в «Современник» - только в тридцать лет, после долгих лет ожидания, простоев, запретов и молчащих телефонов она получила свою первую большую роль в театре. В кино, после дебюта у режиссера Михаила Богина Ахеджакова долго не снималась. И только с появлением в ее жизни Эльдара Рязанова, ее узнал и полюбил зритель. Когда Рязанов пригласил актрису на крохотный эпизод в картину «Ирония судьбы…», Ахеджакова сначала отказалась, но режиссеру удалось ее уговорить – мэтр лирической комедии сравнивал талант Лии с трагикомедийностью самого Чарли Чаплина и с восторгом говорил: «Природа редко сотворяет чудо. Но в случае с Ахеджаковой ей это удалось». В дальнейшем, Рязанов все время вспоминает беззащитный образ Лии Ахеджаковой и снимает ее в своих картинах «Служебный роман», «Гараж», «Небеса обетованные», «Старые клячи»… Ее героини не обласканы мужским вниманием, женщины неустроенные, одинокие и несчастные. А в жизни мужчинам нравится эта хрупкая, трогательная женщина – не даром же в ее биографии не один брак.

Людмила Артемьева


Роль Люси из рекламы продукции «Моя семья» сделали Людмилу Артемьеву народной героиней, а её задорное «А чё?!» преследовало актрису несколько лет. Такую «фигуристую», всю в рыжих завитушках Люсю полюбили, и однажды очень богатый бизнесмен признался актрисе, что всю жизнь мечтал именно о такой жене. Увы, интеллигентная, утонченная Артемьева на бизнесмена произвела гораздо более скромное впечатление. С тех пор актриса поняла, что образ развеселой и боевой женщины, способной постоять за себя и посмеяться над своими промашками – ее конек. 17 лет работы в модном театре «Ленком» не имели такого отклика в народе, как роль таксистки Нади, неунывающей матери-одиночки, поставленной жизнью в непростые условия. «Обычно режиссеры видели меня в несколько другом амплуа, а я всегда мечтала о такой народной героине, как Надя из сериала «Таксистка». Очень была рада видеть огромную отдачу от этой работы – ко мне подходили простые женщины, просили совета или, наоборот подбадривали: «Держись, не падай духом». Совсем другая моя героиня в сериале «Кто в доме хозяин?» - этакая эмансипированная, сумасшедшая мамочка, которая и за собой успевает следить, следуя моде и наступающему на пятки прогрессу, и влезать в личную жизнь своей дочери. Эта роль – прекрасная возможность уйти в крайность, так, чтобы, как говорится «башню снесло».

Людмила Артемьева с большим уважением относится к тому, как некоторые актрисы в солидном возрасте умудряются хорошо выглядеть: «Нет, я не говорю о тех, которые покупают молодость у пластических хирургов. Иногда смотрю на эти «скроенные» лица и вспоминаю слова одного батюшки: «Главное, чтобы их Ангел-хранитель узнал». Актриса следит за своим здоровьем, считая, что хорошо выглядеть может только здоровый человек. Залогом здоровья и хорошего настроения она читает неиссякаемое чувство влюбленности, и придерживается девиза: «Любить только красивых мужчин, идти по жизни с радостью и быть готовой принять все подарки от жизни, когда они посыплются тебе на голову».

Вупи Голдберг


Имя Вупи Голдберг заранее обеспечивает фильму успех. А ведь в начале своей жизни эта пухленькая некрасивая женщина не была обласкана судьбой. Смешная девочка по имени Катрин Элейн Джонсон никогда не стеснялась своей внешности – в детском театре, где она выступала с восьми лет, девочка играла … обезьянку. А потом, выбрав себе необычный псевдоним – Вупи в переводе означает «пердушечка», легко поступила на актерские курсы. Однако, скоро вместо актерства, девушка увлеклась культурой хиппи, пристрастилась к наркотикам, стала бродяжничать, и однажды чуть не погибла от передозировки. Спасший ее врач настолько влюбился в пациентку, что едва сняв с нее капельницу, потащил под венец – страстная любовь заканчивается рождением дочки и разводом. Перебиваясь случайными заработками дабы только одеть и прокормить дочь, Вупи решает в корне изменить свою судьбу, и в один прекрасный момент, прихватив ребенка под мышку, отправляется к голливудским холмам – именно там, на Бродвее у нее появляется первое собственное комедийное шоу. Ну а вскоре и кинематограф обратил на нее внимание – искрометные и смешные до колик образы, созданные этой обаятельной актрисой стали украшением многих фильмов и принесли актрисе множество призов и премий. Однажды получая «Оскара» за комическую роль медиума-самозванки в фильме «Приведение» Вупи вместо классической благодарственной речи, сказала: «За эту награду я никого, кроме собственной задницы благодарить не буду, потому что только ею этот Оскар и заработала». Примечательно, что эта в общем-то некрасивая женщина слывет в Голливуде весьма опасной разорительницей чужих семейных гнездышек.

Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева
март 2006
 
памяти Никиты Михайловского Памяти Игоря Красавина Записки журналиста